Слово о святых иконах

 

Святитель Мефодий I Константинопольский, исповедник


Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. И во всесвятого Духа, Святаго и Господа, наравне с Отцем и Сыном покланяемого и славимого, Которым все освящается. Во Святую Троицу нераздельную, неизреченную и неописуемую. Во Святую Троицу вседержавную и вседетельную, равнобожественную и равномощную, тождественную по воле и тождественную по уму, тождественную по сущности и единосущную, совечную и собезначальную. И в единоначалие триипостасное в Сыне Боге, рожденном, в Духе Боге, содержащем и животворящем все. Ибо Дух всегда есть с Отцем и Сыном, и никогда не разделялись один от одного. И Отец всегда был и существовал с сыном. И Сын существовал с обоими — Отцем и Духом. Так покланяюсь и славлю нераздельную Святую Троицу, единое Божество в трех ипостасях.
   Подобно и святую Богородицу исповедую святейшею херувимов и серафимов, высшею всех тварей и превысшею небес, как по плоти родившую единого от Троицы Христа Бога нашего, ради нас сошедшего к нам и вочеловечившегося для нашего спасения. Вместе с Ним чту и славлю и святых Его подвижников, и покланяюсь им и почитаю их. Святому Иоанну, Предтече и Крестителю, и бывшим до него пророкам и после него всехвальным апостолам, святым и добропобедным мученикам и всем святым покланяюсь, почитаю их и прошу молитв их. Ибо чрез них все спасаемся, так как «желание боящихся Его... исполняет» Бог (Псал. 144:19). Покланяюсь и честным останкам их и почитаю их, ибо многие тела святых мучеников источали миро и цельбы, и многие болезни чрез них уврачевались.
   Почитаю, покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, но как сокращенное описание, уяснение и напоминание страданий их. Потому что иконы не суть только начертание тела и указание на него, но показывают и страдания тела. Ибо за страдания, которые претерпели ради Христа, Бога нашего, ублажаются, почитаются и чествуются поклонением (святые). А если бы сего не потерпели за Христа, то мы не имели бы нужды изображать их в книгах и церквах.
   Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители — детей своих, дети — родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их — впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей, а вместе и язычников, приступающих к вере во Христа Иисуса, для показания доброго их свидетельства, они написаны в церквах и книгах. И если те по причине плотской любви к детям своим начертывают изображения для напоминания о них, то тем более должны мы писать иконы святых с страданиями их, (изображать) проливших кровь свою из любви ко Христу.
   Почему называешь меня идолослужителем? Ибо, скажи мне, кланяюсь ли идолу какого Аполлона, а лучше сказать Губителя, или иконе Господа нашего Иисуса Христа, научающей меня домостроительному Его воплощению? Скажи мне, покланяюсь ли идолу какой Артемиды или иконе всесвятой непорочной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа? Покланяюсь ли идолу какого-нибудь Дия или иконе святого Иоанна Предтечи и Крестителя? Покланяюсь идолу какого Дия и Иракла или иконам святых апостолов, мучеников и всех святых, от века угодивших Богу? И кто смеет назвать идолослужением прекрасное это изъяснение и порицать страдания Христовы и святых Его или передавших нам святую церковь Божию? Ибо так украшенною мы приняли ее от отцев, как и божественные Писания выставляют домостроительное воплощение Христа, Его к нам ради нас сошествие, пещеру, звезду и волхвов, крещение, Иордан и Иоанна, касающегося главы Его, и Духа Святаго, сходящего с неба в виде голубя. Обратимся и к страданиям Его и увидим детей с ваиями, умывальницу и полотенце, лобзание Иуды, суд иудеев, приговор Пилата, и прочее; воскресение, радование мира, как Христос попирает ад и восставляет Адама; подобно и — вознесение, встретить и чудеса Его, прозрение слепого, исцеление расслабленного, прикосновение страдавшей кровотечением к краю одежды, которая первая и сделала образ Христа из меди; подобно (встретим) и иконы святых с мучительными орудиями и судилищами, которые они претерпели за Христа, Бога нашего.
   Такое прекрасное изъяснение и полезное начертание можем ли назвать идолослужением? Ибо это есть сокращенное и хорошее писание, как и божественный отец наш Златоуст сказал: «я люблю и живопись на воске, как исполненную благочестия». И святой Василий, великий отец наш, восхваляя святых сорок (мучеников), говорит: «потому что и писатели, и живописцы, одни — украшая речью, а другие — изображая на досках, те и другие поощряли многих к мужеству». Так писатель написал Евангелие и то, что описал в Евангелии, все домостроительство воплощения, и мучения святых, и предал Церкви. Подобно и живописец начертал все домостроительство Господа нашего Иисуса Христа, и истязания святых, и предал Церкви. Так что оба преподают нам одно наставление. Почему же книгу уважаете, а картину порицаете, скажи мне! Какое различие между ними, когда оба вещают об одном действии, между тем одна считается достойною поклонения, а другая уничижается? О приключение! Кто не осмеет такого суждения? Кто не возгнушается такого учения, что, тогда как оба представляют одно писание, одно уважается, а другое попирается? Видел знание, а лучше сказать — невежество? В действительности, если хорошо размыслишь, о человек, то хорошее и благоприятное изображение само есть истолкование и уяснение Евангелия; ибо, что Евангелие излагает словесно, то икона показывает предметно. Почему же то уважается, а эта отвергается? Чем отличается бумага от камня? Не оба ли, как материал, приспособляются к одному производству? Чем отличаются чернила от сурика и прочих красок? Не приготовляются ли те и другие из многих составов и таким образом служат на пользу пишущим? Скажи же мне: пред чем благоговеешь в книге Евангельской, пред веществом, или изложением домостроительства Христова чрез воплощение? Так и я не доску чту, не стену и не вещество красок, а образ тела Его и очертание домостроительства Христова, как и отец наш Златоуст в беседе «на умовение ног»: «когда изображения и отличия царские вносятся в город, то выходят им навстречу сановники и толпы народа с приветствием и благоговением, не камню воздавая честь, не слитому из воска очертанию, а изображению царя; и ради изображения полагается воздавать такую честь и поклонение, когда нет там царя». О несчастие! Изображение земного царя со страхом чествуется и прославляется, а Христово уничижается. О прельщение христиан! О суждение и учение отцов! Кто не осмеет сего нечестивого мнения? Потому что, если найдется человек, бесчестящий изображение царя, не подлежит ли уголовному наказанию? Ибо бесчестящий изображение царя бесчестит самого царя, так как честь от образа, по выражению великого Василия, переходит на первообразное; подобно и — бесчестие. Так надлежит понимать и относительно Царя Небесного; именно, что бесчестящий икону Его наносит оскорбление первообразу Христову. Ты скажешь мне, что Бог неописуем и недомыслим, бесстрастен и непостижим? Но описуема плоть, которую Он принял и по которой виден был на земле с состояниями ее. Или отделяешь плоть от Божества? Да не будет! Потому что никогда они не отделялись друг от друга, ни во чреве Матери, ни при крещении, ни на кресте, ни во аде. Но скажешь мне: если никогда не отделялись, то как описываешь только плоть? Скажи же мне и ты: кто сосал молоко из сосец Матери? Не плоть ли? Конечно, этим питалась плоть, а Божества не касалась сия потребность. И кто дерзает говорить или спорить из-за этого о Божестве и погубить душу свою, как многие еретики? Или кто, опять, может описать человека, сотворенного по образу Божию? Никто. Потому что мы постигаем не мысленное в человеке по образу Божию, а являемое. Являемое же сложно и описуемо, а Бог прост, несложен и неописуем. И плоть, которою облекся Христос от непорочной Матери Своей, описывается как видима была на земле. И это не есть идолослужение. Потому что Христос, сойдя, упразднил идолов на земле; как же снова оставил нам идолов? Скажешь ли, что не заповедал нам делать изображений и покланяться им? Но Сам Христос сделал образ, так называемый нерукотворенный, и даже доныне он существует и почитается, и никто не назвал его идолом.
   Скажешь ли, что не написано покланяться иконам? Много и других преданий приняли мы от апостолов и отцев, которых Христос не высказал. Ибо где сказал Христос кланяться на восток, или кланяться кресту, Евангелию, или принимать Тело Его натощак, или венчать брачующихся? Есть и много иного, что делаем, хотя Христос того не заповедал нам; но мы как приняли от апостолов и отцев, так и веруем, зная, что от Бога они научены тому. Ибо от святых Своих Бог не скрыл ничего, как вредного, так и спасительного людям. И почему бы Он скрыл это от них?
   А если почитание икон есть идолослужение, и столько лет погибал народ, то когда надлежит наполниться высшему миру (Рим. 11:25; Матф. 24:14)? О несчастие! Если от снисшествия Христова до времен господина Германа патриарха народ погибал, кланяясь идолам, то для чего сходил к нам Христос? Но, о Боже, не может быть, чтобы почитание икон было идолослужением. Если бы оно было идолослужением, то несомненно хотя бы один Собор отринул их. Если не отринул их первый, то почему не отринул второй: третий, опять, как не отринул их? Как не отринул четвертый, пятый, шестой? Напротив, (шестой) и уяснил употребление их. Загляни в определения шестого собора, в главу восемьдесят вторую, и найдешь там доказательство. Ибо так изрекли богоносные отцы. «На некоторых изображениях честных икон пишется агнец, указуемый рукою Предтечи, так что принят во образ благодати тот, что в законе нам предозначает истинного Агнца, Христа Бога нашего. Мы же, почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, предпочитаем «благодать... и истину» (Иоан. 1:17), приемля оную как исполнение закона. Посему, чтобы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца, чтобы чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводили мы себе на память житие Его во плоти, Его страдания и спасительную смерть, и совершившееся таким образом искупление мира». Когда так определили отцы, мы какую нужду имеем преступать определения их и производить раздор в Церкви Божией? Не знаешь разве, что нарушающий постановления отцев подлежит отлучению? Смотрите, что́ вы сделали, и все еще пребываете во зле! Если бы ты сказал мне, что они появились с шестого Собора, то сказал бы нечто, хотя и так оно не имело бы смысла; а если они начались с пришествия Христова, то ничего не можешь сказать против них. Скажешь ли мне, что отцы шести Соборов озабочены были ниспровержением иных богохулений и ересей? Но что, скажи мне, хуже идолослужения? И почему они упразднили менее опасное, а тягчайшее всех оставили на погибель народу?
   Скажешь мне, что отцы ни покланялись им, ни имели их в виду? Как же Златоуст сказал: «Я и слитое из воска изображение люблю»? — Как святый Григорий Нисский сказал, что никогда не видел иконы этого страдания1 без того, чтобы не проходить мимо без слез, а святый Василий должен был приложить столько усилий в Кесарии, чтобы написать икону Христа? А ты говоришь — не покланялись им! Какой же человек, видя на иконе Господа распятого, не поклонится?
   Скажешь ли с пророком Давидом, что идолы язычников сребро и золото, произведения рук человеческих, имеют уста и не говорят (Псал. 113:12—13), и прочее? Они действительно были таковы, как сказал пророк. Но язычники считали те изображения за богов, а Бога вовсе не знали. Мы же не так, да не будет! Но, как сказал уже, чту Святую Троицу нераздельную, святую Богородицу и всех святых, по усердию и великой к ним любви покланяюсь и лобызаю и честные и священные иконы их, не как богов, подобно еллинам, но как начертание краткое и удобовразумительное, как приняла их Церковь; посему они и говорят, и не немы, подобно идолам язычников, как и всякое читаемое писание говорит и не немотствует. Посему говорит Златоуст: «Я люблю и слитое из воска изображение».
   Скажешь, «не кланяюсь предметам рукотворенным»? Но и Церковь сделана руками, и крест, и Евангелие, и жертвенник, и прочие сосуды церковные. Скажешь ли, «никто не видел ангелов, как же живописуют ангелов»? В действительности часто видели их святые. Святая Богородица видела Гавриила, видели миронисицы, когда пришли ко гробу, апостол (Петр) в темнице и под стражею, пророки Исаия, Иезекииль и Даниил, и вообще многие святые видели ангелов, поскольку могли видеть...
   Скажешь ли, что это поколение обоготворило их? А ты должен учить народ, как надлежит почитать их. Ибо как прикажешь: если селянин и простец встретит слугу царского и поклонится ему как царю и скажет ему «помилуй меня, владыко благий!», чтобы наказан был смертию и поклонившийся, и принявший поклонение? Несправедливо, потому что по неведению сделал это. Но следует людям сведущим вразумить неопытного, что это не царь. Потому что царь пребывает во дворце и никто его не видит, разве когда явится со славою. Так надлежит учить тех, кои по невежеству боготворят икону Христову, что это не Христос во плоти, а икона Его. Потому что Христос пребывает на небесах, и никто Его не видит, не знаю — разве когда явится во второе пришествие Свое. И, конечно, они вразумились бы и покланялись как следует. На то есть епископы, чтобы учить народ, как нужно веровать и как молиться...
   Теперь скажи мне наконец: кому будем следовать? Святому Василию или Пастиле, погубившему многие души? Кого станем слушать? Святаго Иоанна Златоуста или Трикаккава, учителя нестроения и пагубы, и преимущих из тех (иконоборцев)? Кого станем слушать? Святых шести Вселенских Соборов или безглавого сего2 и отверженного Богом и святыми Его?.. Кто не осмеет этого Собора? И посему знайте, что он неподлинный и неприемлем Богом и святыми Его, и непристойно называть его Собором, но сонмищем иудейским, ибо, подобно ему, состоялся против Спасителя. Поелику злоначальный враг наш диавол, изначала воюющий на род человеческий, видя, что народ еврейский был любим Богом, позавидовал ему и погубил его, и вложил в них мысль лукавую, что Христос не есть Сын Божий, а обманщик и хочет погубить род еврейский; но, схвативши, убейте Его. И священники иудейские, составив сонмище и от лица диавола приняв умысел против Спасителя, чтобы схватить и умертвить Его, и, смешавши уксус с желчию, наложили губку на трость и поднесли к устам Его; и, взявши копье, пронзили бок Его, и предали себя диаволу. Подобно так же оный враг наш диавол, видя род христианский любезным Богу, весьма позавидовал ему, и, желая погубить его, вложил в тех (иконоборцев) лукавую мысль: то поклонение есть идолослужение, а вы пренебрегите его и отстаньте от него, так как (иначе) погибнете. И, составивши сонмище и сами приняв от диавола умысел против иконы Христовой, присудили, вместо телесного распятия, попрать ее ногами своими. Подобно и они, смешавши воду и известь и наложивши губку на дерево, приложили к лику изображения Его, и, вместо копья взявши меч, выколупали его. Исполнили и они деяние иудеев и сами себя предали диаволу. О несчастие, о прельщение на христиан, потому что и они бросились в пропасть иудейскую! Горе тебе, диаволе, враждебниче Богу, потому что смешал христиан с иудеями.

Нравственное приложение.

   Умоляю вас, воспряньте от сего мрака и ослепления. Потому что диавол, когда хочет погубить человека, ослепляет ум его, чтобы он не познавал добра (2 Кор. 4:4). Мы же вникнем в Писания и Предания отцев, и отцам станем подражать; и как застали Церковь, так и пребудем при ней, такою и передадим ее (родам последующим). Не будем отлучать себя от отцев наших, чтобы грядущее другое поколение не анафематствовало нас и не отлучило; и воистину, нисколько (тогда) не принесут пользы пределы земли, да удостоит меня Бог быть в общении с шестью Вселенскими Соборами и иметь участие с ними, а не с безглавым сим и разбойническим собором. «Бог же мира и утешения» (Рим. 15:5; Евр. 13:20) по Своей милости да избавит нас от настоящей и всякой ереси и сподобит удержаться в православной вере во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков, аминь.

1. Т. е. изображения жертвоприношения Авраамова.
2. Речь идет об иконоборческом соборе 754 г.


Источник: Печатается по изданию: Слово о святых иконах иже во святых отца нашего Мефодия, архиепископа Константинопольскаго, исповедника. / Даниловский благовестник. - М. Издание Московскаго Свято-Данилова монастыря, 1992. - № 4.

Азбука веры