...
Святитель Ростовский Димитрий
Вознесение Господне
Господь, после беседования с ними,
вознесся на небо и воссел одесную Бога.
Мк. 16, 19
(В переложении на современный русский язык святого праведного Иоанна Кронштадтского)
Святая Церковь всех земнородных возбуждает ныне к веселию и говорит: «Вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее» (1-я стихира на «Господи, воззвах» праздника Вознесения), то есть все народы восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где был прежде, то есть на небо. Итак, в праздник Вознесения Господня нужно радоваться всем христианам.
Чему же радоваться? Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судией всех земнородных. Нет, в день воспоминания Вознесения Господня больше причин к радости, чем к печали. Рассмотрим только, почему Господь от нас вознесся на небо.
Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно так же и Вознесение Его было для нашего блага. Как, любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так, любя нас, и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе Утешителя — Духа Святого, Который утешил бы святых апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и пошли нам Утешителя!
Далее вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как Пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности и каждому подать помощь. Как какой-нибудь царь, собрав на войну многочисленные войска свои и желая видеть все свои полки, восходит для того на высокое место — на гору или на какое-нибудь здание — и с высоты смотрит и устрояет их и, когда видит, что они одолевают, радуется о них, а если замечает, что их одолевают, посылает им скорую помощь, — так Господь наш, Царь царям, имея воинствующую на земле Церковь Свою, то есть верных христиан Своих, восшел на небо как бы на гору, чтобы с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся сплетать венцы, а изнемогающим подавать руку скорой помощи, чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие. Святой первомученик Стефан подвизается в страдальческом подвиге, его побивают иудеи камнями, а Господь наш, отверзши небо, с высоты славы Своей смотрит на него, так что страдалец, видя это, восклицает: «Вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56).
Вознесся от нас Господь на небо и для того, чтобы, как солнце, осиявать всех нас благодатью Своей с высоты небесной. Как солнце, скрывшись на западе, производит темноту ночную по всей поднебесной, а когда взойдет и поднимется на высоту, тогда со всей поднебесной тьма бежит прочь и лучи солнечные осиявают вселенную дивным светом, так мысленное Солнце наше — Христос, доколе, живя на земле как бы на западе, не являл светозарного Божества Своего людям, до тех пор по всей земле была тьма незнания Бога, а когда, воссиявши от гроба Своего, восшел на небо, тогда молния Его Божества осветила вселенную и имя Его сделалось славно от восток солнца до запад по всей земле — познанием Бога просветилась вся вселенная.
Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу и чтобы быть нашим предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого Вознесения Господа на небо. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес», — говорит Господь (Ин. 3, 13). «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Еф. 4, 10). Так, прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят, а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души святых праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные — праведные люди, последующие Христовым стопам; ныне всем известен путь к небу. Только не ленитесь восходить им, христиане!
Так вознесся от нас Господь на небо для того, чтобы отворить нам двери небесные для невозбранного входа туда. Праотец наш Адам затворил было райскую дверь всему роду человеческому, и у райских дверей стал Херувим с пламенным оружием, — затворил, говорю, Адам рай и вход к жизни, а отворил было одни входы к смерти и аду, а Господь сделал противное: входы к смерти и аду затворил, а рай отверз, и прежде всего разбойнику, которому сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43), потом и всем; а наконец, и само небо отворил Своим Вознесением. Такие всерадостные причины Вознесения от нас Господа на небо.
Далее, Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцом. Так говорит святой апостол Иоанн Богослов: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 2, 1—2). Итак, не будем мы, грешные люди, отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго Заступника о нас к Богу Отцу — Самого Христа, Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас, только не будем ленивы и сами при ходатайстве Христовом воссылать свои теплые молитвы к Отцу Небесному. Да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его. Но о ком ходатайствует? О грешниках. О каких грешниках? О кающихся, о них умилостивляет Отца Своего, а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз распинают Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своей. Итак, бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, чтобы не постигло тебя внезапно наказание Божие, и не потребиться бы тебе от земли живых, и не быть осужденным вместе с убийцами, распявшими Сына Божия.
Наконец, Господь вознесся от нас на небо, чтобы на небе-си приготовить нам место, где мы будем жить вовеки и соцарствовать Ему, Господу нашему. Так, Он Сам говорит: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2—3). Какая радостная причина Вознесения! Господь вознесся от нас на небо, чтобы приготовить каждому из праведных и благочестивых людей место на небе, а также и нам, грешным, если обратимся и покаемся от всего сердца. Где место апостолу Петру, отвергшемуся Господа и горько о том после плакавшему, где жене-блуднице, плакавшей у ног Его, где блудному сыну, где мытарю, где разбойнику, там и нам будет место — только поплачем горько о грехах своих, как Петр; припадем к ногам Его с покаянием, как блудница; обратимся к Нему, как блудный сын; смиримся, как мытарь; сораспнемся Ему, как благоразумный разбойник. Покаемся — и спасемся.
Все возрадуемся Вознесению своего Господа Спасителя. Аминь.
Источник: Журнал "Русский инок"