Стр. 6 - 02_2018

Упрощенная HTML-версия

5
из сокрытого в землю семени произрастает дерево, с его
плодами: так из сокрытых в душе человека мыслей возникает
его нравственная жизнь с ее делами.
По виду семени
,
питаемого землею,
бывает растение и плод
;
по виду мыслей,
питаемых сердцем,
бывают жизнь и дела
. Кто попускает себе
иметь мысли рассеянные, непостоянные, неуправляемые
рассуждением: у того естественно и в образе жизни должны
оказаться рассеянность, непостоянство, беспорядок. Итак, сей
в твоем уме и сердце благочестивые и добрые мысли, чтобы
произросла благочестивая и добродетельная жизнь»
6
.
Святитель Феофан Затворник также связывает рассеянный
образжизни человека с рассеянностьюегомыслей: «Обычно…
наши мысли блуждают туда и сюда… Понаблюдайте за
собой и увидите, что большая часть жизни проходит у нас в
пустомыслии и рассеянности»
7
.
Часто из-за состояния мыслей человеку в жизни не
удается должным образом исполнять свои обязанности.
«Рассеянность мыслей, непостоянство желаний и тревога
сердца непрестанно беспокоят нас,
не давая ни одного дела
сделать как должно
и почти всегда сбивая нас с пути»
8
.
«Человек непременно водится [по жизни] своим образом
мыслей»
9
. «Истинная мысль есть источник всех благ, мысль
ложная есть источник ошибочной деятельности»
10
.
Следовательно, невнимание к своим мыслям, отсутствие
работы с ними часто приводит человека к многочисленным
ошибкам,
заблуждениям,
безуспешной
деятельности,
несчастьям, бедам, внутреннему недовольству. Поэтому задача
родителей, педагогов, воспитателей с малых лет научить детей
осознавать свои мысли, контролировать их и уметь управлять
ими
11
.
6
 Филарет Московский, святитель. Творения. Слова и речи. Т. V. М., 1885. С. 151.
7
 Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь. М., 2009. С. 26.
8
 Там же. С. 51.
9
 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание писем. М., 2011. С. 130.
10
Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2008. С. 360.
11
 Маслов Н.В. Духовно-нравственные уроки в семье и школе. По кн.: Даль
В.И. Картины из быта русских детей. М., 2014. С. 300-301.