Стр. 9 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

8
Внутреннее внимание, внимание к себе, нужно всем лю-
дям. Сам Господь Иисус Христос заповедал нам непрестанную
бдительность над собой. «Всем глаголю: бдите [говорю всем:
бодрствуйте]» (Мк. 13, 37). Так «возвещает Он всему челове-
честву: следовательно, и современному, то есть нам»
24
.
Преподобный авва Дорофей учит: «Необходимо нам вни-
мать себе»
25
.
«Что такое внимание к себе?
Внимать себе
– это
значит
постоянно
, неуклонно бодрствовать над собою,
следить за
движением своих мыслей и чувств
и всему давать ответ: что
плохо – то отвергать, изгонять, а на благоговейных, молит-
венных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них
пребывать»
26
.
Святитель Василий Великий поясняет: «“Внимай себе”
(Втор. 15, 9) – это заповедь об умственном действовании.
Внимай себе, то есть осмотри себя со всех сторон
»
27
.
На что нужно обращать внимание
Внимание осуществляет функцию контроля
28
. Контроль
(от франц. controle) – наблюдение за чем-либо с целью про-
верки
29
. Что нужно проверять, за чем следить?
Далее подробно рассмотрим, что именно
нужно контроли-
ровать.
Внимание контролирует состояние души и тела.
В душе прежде всего нужно следить за деятельностью ее
сил (ума, воли, чувств)
30
.
24
  Игнатий (Брянчанинов), святитель. О рассеянной и внимательной жизни.
Аскетические опыты. Т. 1. М., 2001. С. 488.
25
  Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М.,
2001. С. 69.
26
 Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Антология изречений святых
отцов Церкви. М., 1996.
27
  Василий Великий, святитель. Энциклопедия православной веры от А до Я.
Клин, 2004. С. 13.
28
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 169.
29
  Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова.
30
  Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 2003. С. 408.