Стр. 62 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

61
нравственный закон, раскрывающий особую важность
внимания в жизни людей. «Сердце человека не может быть
праздным… Если оно не занято добрыми мыслями, то враг
человека заполнит его скверными мыслями и пожеланиями.
Значит, надо внимательно следить за тем, чем занято сердце,
чтобы оно не соглашалось на грех»
322
. «Это
несогласие с грехом
имеет огромное значение в жизни человека и на нем должно
быть сосредоточено все внимание»
323
.
О последствиях невнимательности отец Иоанн писал:
«
Человек, будучи невнимателен к своей духовной жизни,
допускает греховные проступки и не осознает своего бед-
ственного состояния
»
324
.
В общественной жизни «почти всегда нерадивые, невни-
мательные к запросам души люди преследуют благочестивых,
потому что святая жизнь последних обличает их злые дела и
беззакония. Богоугодная жизнь верных постыжает нечести-
вых, работающих плоти и врагу, и как нестерпим свет для
очей больных, так добродетель – для нечестия. Вот почему
невнимательные к своей душе люди, находясь под влиянием
злого духа, сначала раздражаются поведением ревностных
христиан, затем укоряют их и злословят, а потом начинают
преследовать и досаждать им»
325
.
Отец Иоанн дает яркое и образное определение духовного
трезвения, внимания, описывая борьбу человека в деле духов-
ного совершенствования.
«
Правило духовной борьбы
: всякую страсть побеждать
силою Христовой немедленно, как только зародилась она.
Исцелить, изгнать совершенно мы ее не можем сразу, но
можем все время загонять ее “на дно”, чтобы там страсть
умирала под действием вод благодати, а душа наша всегда
322
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по пастырскому богословию.
М., 2007. С. 133.
323
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении. М., 1995. С. 216.
324
 Там же. С. 287.
325
 Там же. С. 279.