Стр. 6 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

5
Сущность внимания
«Внимание есть установление сознания на родившемся в
душе образе [или на внешнем предмете] с тем, чтобы осмо-
треть его»
4
.
Святой Иоанн Дамаскин писал, что «мышление об извест-
ном предмете называется мыслью. Когда мысль останавлива-
ется на чем-то одном и оставляет в душе отпечаток мыслимо-
го, то это действие называется вниканием или вниманием
»
5
.
Внимать, вникать – значит «усваивать себе виденное или
слышанное и т.п.; углубляться во что-то мыслями, стараясь
дойти до сущности; устремлять на это мысли и волю свою»
6
.
«Внимание есть тщательное и неопустительное наблюде-
ние вещей»
7
. Следовательно, внимание – это качество наблю-
дения. Неслучайно святые отцы многократно в своих трудах
призывают: «Внимательно наблюдай!»
8
.
Блаженный Никифор так определяет внимание:
«Одни из святых называли внимание – блюдением ума,
иные – хранением сердца, иные – трезвением… иные ина-
че. Всем этим выражается одно и тоже»
9
. Святитель Феофан
Затворник называет «внимание… одним из главных духов-
ных подвигов, который иначе именуется трезвением, бди-
4
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2010. С. 212.
5
 Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.
Кн. 2. М., 2011. С. 110.
6
  Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб., 1996.
С. 216.
7
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 519.
Келейные бумаги преподобного Луки (Швеца). Подробнее о наблюдении см. кн:
Маслов Н. В. Значение наблюдения в жизни человека. М., 2017.
8
 Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи.
Т. I. М., 2003. С. 192; Т. 2. М., 2005. С. 40, 80.; Никита Стифат, преподобный.
Творения. МДА, 2011.
9
  Никифор Уединенник, преподобный. Цит. по кн: Игнатий (Брянчанинов),
святитель. Аскетические опыты. Т. 2. М., 2001. С. 153.