Стр. 55 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

54
3) быть сдержанным в разговоре; молчать, если не спраши-
вают (внимательное, бдительное отношение к словам очень
важно, так как «высказанные неуместные и худые слова осла-
бляют внимание»
289
);
4) хранить память, т.е. отгонять воспоминания, от которых
возникают греховные мысли. Память, по словам преподобно-
го Григория Синаита, после грехопадения «склонна больше
удерживать лукавые и пагубные помыслы, чем помыслы об
истинном и должном. Греховные помыслы, возникающие от
воспоминаний, приносят большой вред, так как расслабляют
сердце, ум же теряет внимание»
290
;
5) хранить воображение;
6) всегда помнить, что молитва, чтение слова Божия, осо-
бенно причащение Святых Христовых Таин способствуют
укреплению внимания.
2.
Работа с чувствами
Преподобный Иоанникий пояснял, что внимание относит-
ся не только к области ума, но и ко всему нашему существу.
Настоятель учил быть внимательным по отношению к чув-
ствам, которые в противном случае «бывают проводниками
греховных помыслов»
291
.
Преподобный Иоанникий говорил: «Если ум не обуздыва-
ет чувств, то глаза всюду разбегаются от любопытства, уши
любят слушать суетное, уста становятся неудержимыми»
292
.
Он повторял наставление святых отцов: «Усиленно обуздывай
органы чувств твоих: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание –
и преуспеешь»
293
.
Настоятель мудро учил
опускать глаза
, не смотреть по сто-
ронам, чтобы не увидеть чего-нибудь, возбуждающего гре-
ховные мысли, воспоминания, желания. Учил сдерживать как
телесные, так и душевные чувства.
289
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С 376.
290
  Там же.
291
  Там же.
292
  Там же.
293
  Там же.