Стр. 54 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

53
Воспитание внимания
1.
Работа с умом
По учению святых отцов, всякий грех начинается с по-
мысла, «мысленный грех служит импульсом к греховным
действиям»
282
, поэтому необходимо бороться с греховными
мыслями, внимательно следить за ними, «не допускать их в
своё сердце»
283
.
Преподобный Иоанникий подробно раскрывал святоо-
теческое учение о внимании к помыслам и средствах борьбы
с ними. Для того чтобы бороться с помыслами, прежде всего
надо научиться видеть их, замечать, о чём думаешь. Старец,
прежде всего, учил редкому свойству – вниманию. Внимание –
одно из основных средств борьбы с греховными помыслами
284
.
Благословляя учеников, преподобный Иоанникий «побуж-
дал их заглянуть внутрь себя, сообщал им бодрость духа»
285
.
«Внимание к помыслам старец Иоанникий уподоблял
“мысленной мастерской”, в которой страстная жизнь переде-
лывается в бесстрастную. Он призывал всех стяжать внима-
ние к своей душе»
286
.
Преподобный Иоанникий говорил, что с вниманием «со-
единено и составляет как бы единое средство немедленное от-
вержение греховных помыслов»
287
.
Преподобный указывал на
средства приобретения вни-
мания
:
1) открыть помыслы на исповеди;
2) находясь среди других, отсекать свою волю и не обра-
щать внимания на чужие грехи
288
;
282
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 312.
283
  Там же.
284
  Маслов Н. В. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Его пастырская
деятельность и богословское наследие. М., 1999. С. 87.
285
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 375.
286
  Там же.
287
  Там же. С 376.
288
  Там же. С 375.