Стр. 50 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

49
к такому вниманию… Деятельность предписывается
всеми святыми отцами для всех, кто хочет научиться
вниманию»
268
.
В процессе деятельности вниманию учит
подчинен-
ность
.
«Подчиненность есть лучшее средство приучиться ко
вниманию: никто столько не научит человека внимать
себе, как строгий, благоразумный начальник»
269
,
8)
запретить себе все пустые занятия
.
«Желающие научиться вниманию должны запретить
себе все пустые занятия»
270
.
«При служебных занятиях, посреди людей, не позволяй
себе убивать время в пустословии и глупых шутках»
271
.
9)
необходимо полностью
отказаться от мечтательно-
сти
.
«Внимающий себе должен отказаться от всякой меч-
тательности вообще, как бы она ни казалась приманчи-
вою и благовидною: всякая мечтательность есть скита-
ние ума, вне истины, в стране призраков несуществую-
щих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его
обманывающих. Последствия мечтательности: утрата
внимания к себе, рассеянность ума и жестокость серд-
ца… отсюда – душевное расстройство»
272
.
* * *
Преподобный Симеон Новый Богослов указывает на два
средства, которые непосредственно приводят к вниманию:
1.
Послушание
духовному отцу делает человека внима-
тельным. Все свои заботы он возложил на духовного отца
своего и поэтому не рассеивается многими попечениями,
268
  Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. М., 1993. Т. 1.
С. 491.
269
 Там же.
270
 Там же.
271
 Там же. С. 492.
272
 Там же. С. 298.