Стр. 48 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

47
«Внимание ума находится в полной зависимости от
состояния тела… Каждый должен управлять своим те-
лом с большим благоразумием, исследовав силы своего
тела… Тело должно подкрепляться пищей и сном, сооб-
разно требованиям тела, но никак не до пресыщения»
257
.
«
Благоразумная умеренность в пище
, уменьшая жар
крови, очень содействует вниманию к себе, а разгоря-
чение крови, как-то: от излишнего употребления пищи,
от усиленного телодвижения, от воспаления гневом,
от упоения тщеславием и от других причин, рождает
множество помыслов и мечтаний, иначе, рассеянность.
Святые Отцы предписывают желающему внимать себе,
умеренное, равномерное, постоянное, воздержание в
пище
»
258
.
Для того чтобы быть внимательным, «надо со всей
тщательностью хранить свежесть и светлость ума, кото-
рый также помрачается от неблагоразумного употребле-
ния пищи, пития, сна, многословия…»
259
.
«Мера во всем – просвещает ум и укрепляет
внимание»
260
.
3) быть предусмотрительным.
Внимание укрепляется от предусмотрительности.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что вни-
мание приобретается многим трудом и рождается в том
числе «от навыка обдумывать каждое предстоящее сло-
во или дело»
261
.
257
 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному
монашеству. М., 1991. С. 268.
258
 Филофей Синайский, преподобный. Цит. по кн.: Игнатий (Брянчанинов),
святитель. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001. С. 277.
259
 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному
монашеству. М., 1991. С. 267.
260
 Там же. С. 270.
261
 Там же. С. 266.