Стр. 46 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

45
мысль больше всего другого сильна держать душу в нерассе-
янном внимании»
243
.
В трудах святых отцов очень много сказано о способах при-
обретения внимания. Приведем некоторые наставления:
1)
контролировать
свое
внутреннее состояние
(мысли,
слова, чувства, желания) и свои действия
244
.
«Внимание рождается от навыка наблюдать за собой»
245
.
Преподобный авва Исаия учит: «Тщательно рассматривай
самого себя»
246
.
Как
же
рассматривать себя
?
Святитель Тихон Задонский отвечает: «Осмотрись,
душа: о чем мыслишь? что любишь? что ненавидишь? к
чему прилепляешься, от чего отвращаешься? к чему стре-
мишься? какие движения внутри себя чувствуешь?»
247
.
Когда
следует так
испытывать себя
?
248
«Отцы назначили время для внимания своим помыс-
лам, говоря: “Утром испытай себя, как провел ты ночь, и
вечером также, как провел день. И среди дня, когда отя-
готишься помыслами, рассмотри себя”»
249
.
243
  Феофан Затворник, святитель. Письма к различным лицам о разных
предметах веры и жизни. М., 2007. С. 112.
244
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 169.
245
  Игнатий (Брянчанинов), святитель.Приношение современному
монашеству. М. 1991. С. 266.
246
 Поучения аввы Исаии Отшельника. М., 1998. С. 276.
247
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 168.
248
 «Каждый должен испытывать себя, как он провел день и ночь: со
вниманием или увлекался страстными помышлениями? Если кто постоянно
испытывает себя таким образом, раскаивается, в чем согрешил, и старается
исправиться, то он начинает уменьшать в себе зло и, если делал девять
[проступков], будет делать восемь и так, преуспевая постепенно, с помощью
Божией, не допускает укрепиться в себе страстям». (Авва Дорофей,
преподобный. Душеполезные поучения и послания. М., 2004. С. 145.)
249
  Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М.,
2004. С. 257.