Стр. 42 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

41
– подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище
не может быть сохранено в таком доме; он отверст для та-
тей, разбойников и блудниц»
228
.
«Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечения-
ми, доставляет человеку дебелость, наравне с многоядением
и многопитанием. Такой человек прилеплен к земле, занят
одним временным и суетным; служение Богу делается для
рассеянного предметом посторонним; самая мысль об этом
служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна...
Тщетно рассеянные приписывают невинность жизни
рассеянной! Этим они обличают злокачественность недуга,
их объемлющего. Их недуг так велик, так притупляет чувства
души, что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего
бедственного состояния»
229
.
«Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности
вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем
бдительности и внимания постоянных, напряженных»
230
.
Святые отцы также указывают на следующие последствия
невнимательности:
– невнимательным враг делает греховную завесу:
«У всякого греховного человека перед глазами завеса
некая висит, и на душевных очах как покрывало лежит,
и не допускает его видеть, каких он благ лишается и в
какую горькую погибель идет»
231
;
– «ум невнимательного оставляет свои грехи и начинает
замечать грехи ближнего.
От этого потом происходит, что мы осуждаем, злос-
ловим и уничижаем [ближних]»
232
;
228
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1. Ч. 1.
О рассеянной и внимательной жизни. М., 1993. С. 487–489.
229
 Там же.
230
 Там же.
231
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 176, 256.
232
  Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. СТЛ,
1913. С. 79-80.