Стр. 41 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

40
истине ничто так не удаляет человека от Бога и от вни-
мания [то есть рассеивает], и не побуждает его всегда
любопытствовать о неполезном ему, как эта страсть»
227
;
– и др.
Последствия рассеянности
«Рассеянность часто считают чем-то невинным, а святые
отцы признают ее началом всех зол».
Современному человеку (особенно педагогам, воспитате-
лям, родителям) необходимо знать, к чему приводит рассеян-
ность и чем она так вредна. Подробно об этом пишет святи-
тель Игнатий (Брянчанинов) в своей статье «О рассеянной и
внимательной жизни». Рассеянный человек:
– «имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое,
самое поверхностное понятие;
– непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины
и силы, а потому они непрочны и маловременны;
– переходит от одного земного удовольствия к другому, от
одного суетного попечения к другому (как мотылек порха-
ет с цветка на цветок);
– чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бед-
ствие людей, и легко возлагает на них бремена неудобоно-
симые;
– ожидает одних радостей. Скорби сильно действуют на
рассеянного, именно потому, что он не ожидает их;
Если скорбь сильна, но скоропреходяща: то рассеянный
скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная
скорбь сокрушает его.
– скучает, унывает; рассеянность сама карает преданного
ей: временами все прискучивает ему, – и он, как нестяжав-
ший никаких основательных познаний и впечатлений, пре-
дается томительному, бесконечному унынию;
– прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа
жизнью своей рассеянной;
227
  Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М.,
2004. С. 125.