Стр. 40 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

39
Ум человека рассеивается тем, что:
1. «заимствовано им из чужих дел или бесед, из слышан-
ного или виденного, что оставило в душе “негодные
впечатления”»
219
;
2. «чего не было и не будет, чего не слыхал и не видал, об-
лекает в образы, как нечто действительное, и расточает
на это все время бедственной жизни»
220
.
Некоторые другие
причины рассеянности
:
– нерадение
221
;
– блуждание (бурление) мыслей:
«Люди страдают непрестанным бурлением мыслей.
Это бурление не дает вниманию стоять на одном»
222
;
– излишние развлечения
223
;
– враг спасения:
«Враг под видом добра рассеивает человека»
224
.
«Враг души нашей ничего так не опасается, как вни-
мания, ибо тогда человек приходит к познанию своего
дурного положения»
225
.
Врагов спасения «одна цель и один подвиг непре-
станно заботит – совсем не давать сердцу нашему быть
внимательным к себе, зная, какое богатство собирается
этим в душе»
226
;
– страсти, в том числе страсть подозрительности:
«Нет ничего вреднее
подозрительности,
постараемся
же, братия, никогда не верить своим мнениям. Ибо по-
219
  Ефрем Сирин, преподобный. Цит. по кн.: Систематический свод учения
святых отцов Церкви о душе человеческой. Ч. 2. Отдел 1. Пермь, 2002. С. 70.
220
  Там же.
221
  Исаак Скитский. Цит. по кн.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный.
Собеседование 10. Гл.14. М., 2008. С. 369.
222
  Феофан Затворник, святитель. Цит. по кн.: Сборник поучений святых
отцов и опытных ее делателей. Валаамский монастырь, 1936. С. 128–129.
223
  Исаак Скитский. Цит. по кн.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный.
Собеседование 10. Гл.14. М., 2008. С. 369.
224
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 792.
225
  Феофан Затворник, святитель. Цит. по кн.: Антология изречений святых
отцов церкви.
226
  Исихий Иерусалимский, преподобный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1884.