Стр. 37 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

36
грехом и противостоит злым помыслам, входящим в душу, а
позади
внима
ния пусть следует молитва, которая истребляет
и побивает тотчас все те злые помыслы, с которыми пред сим
вело брань
внима
ние: ибо одно оно не может их побивать. На
этой брани
внима
ния и молитвы (с помыслами) висит жизнь
и смерть души. Если
внима
нием храним молитву чистою, то
преуспеваем; а если не
внима
ем, чтоб хранить ее чистою, но
оставляем неохраняемою, и она оскверняется злыми помыс-
лами, то бываем непотребными и безуспешными»
196
.
«Вопрос о главном пункте внутренней брани решает-
ся следующим образом: сойди вниманием в сердце, стань
там пред Господом и не допускай туда ничего греховного. В
этом все дело внутренней брани»
197
.
«Глава дела – чтобы внимание не отходило от Господа,
это то же, что утверждение в сердце памяти Божией»
198
.
Внимательному помогает Бог.
«Внимай себе – и не только святые, но и Сам Бог подаст
тебе руку [помощи] и окажет тебе всякую милость»
199
.
Внимание противостоит врагу спасения.
«Внимание к себе расстраивает все
вражеские козни
»
200
.
«Чтобы противиться врагу спасения, надо иметь
внимание»
201
, – учит святитель Тихон Задонский. Если бы не
помощь и милость Божия и «если бы мы не внимали себе, то
давно бесплотный злодей покорил бы себе весь мир»
202
.
«Враг не имел бы успеха, если бы душа была вни-
мательной»
203
.
196
  Симеон Новый Богослов, преподобный. Слова. Слово 68. М. 1890. С. 179.
197
  Феофан Затворник, святитель. Цит. по кн.: Сборник поучений святых
отцов и опытных ее делателей. Валаамский монастырь, 1936. С. 143.
198
  Там же. С. 110.
199
  Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М.,
2004. С. 240.
200
  Феофан Затворник, святитель. О разных предметах веры и жизни.
Собрание писем. М., 2007. С. 494.
201
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 176.
202
  Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2006.
С. 231.
203
  Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 177-178.