Стр. 36 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

35
бичом, ударом этого слова [
внемли себе
]; удержишь и язык,
и не поднимешь рук на тебя огорчившего»
190
.
Преподобный авва Дорофей указывает на страсти зло-
памятности и лжи, искоренение которых требует особенно
много внимания.
«Злопамятность
требует от человека многого внима-
ния, чтобы в ней не закоснеть и не погибнуть»
191
.
«Нужно большое внимание нам, чтобы не быть окраден-
ными
ложью
, ибо лжец не имеет общения с Богом»
192
.
Внимание противостоит искушениям.
Сам Господь Иисус Христос призывает: «бодрствуйте и
молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26, 41; Мк.
14, 38).
«Пребывай во внимании и не будешь преутружден ис-
кушениями. Если же отступишь от внимания, тогда уже
терпи, что последует»
193
.
В духовной борьбе со злом внимание действует первым.
«Первое дело в духовной борьбе – внимание»
194
.
Как происходит духовная борьба со злом?
«Вот как это бывает: когда
внимание, как неусыпный
страж
, дает знать о подступах врагов и почувствует стрелы
их, то есть или помысл страстный, или движения страсти
появятся внутри, ревнующий о спасении
дух, осознав
в
этом злобное вражеское дело, напряжением своих сил не-
щадно
отражает
это от сердца, не давая туда проникнуть,
и почти одновременно внутренне возносится молитвой ко
Господу, призывая Его на помощь. Помощь приходит, вра-
ги рассеиваются, и брань стихает»
195
.
Итак, «
внима
ние должно идти вперед
и сторожить вра-
гов, как некий страж;
оно первое
пусть вступает в борьбу с
190
 Василий Великий, святитель. Творения Ч. 4. ТСЛ, 1901. С. 40-41.
191
  Авва Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М.,
2004. С. 114.
192
  Там же. С. 121.
193
  Исихий Иерусалимский, преподобный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1895.
С. 178.
194
 Там же. С. 188.
195
  Никодим Святогорец, преподобный. Невидимая брань. М., 1904. С. 209.