Стр. 33 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

32
Внимание – «есть корень духовной жизни»
170
.
«Добродетель внимания охраняет ум, устанавливает
сердечный мир и тишину, свободное от мечтаний состоя-
ние души»
171
.
«Как без пищи и пития невозможно жить на земле, так
без внимания невозможно душе достичь чего-либо духов-
ного и угодного Богу»
172
.
Внимание – путь к истинной, праведной жизни.
«Внимание, или трезвение, если оно постоянно пребы-
вает в человеке, то делается для него путеводителем к пра-
вой [истинной, праведной]
173
и богоугодной жизни»
174
.
Внимание помогает человеку сознательно управлять собой
Внимательный человек с помощью благодати Божией
«правит собою и своими делами по своему плану, не увле-
каясь, ни внешними обстоятельствами, ни внутренними
движениями своей природы. <…>
Это же заповедуют апостолы, когда повелевают трез-
виться, бодрствовать, себе внимать (1 Петр. 5, 8; 1 Кор. 16,
13; 1 Тим. 4, 16). Таким образом, заповедуется сознатель-
ное и осмотрительное распоряжение своею деятельностью,
хотя и подчиненное воле Божией»
175
.
Внимание способствует успешной деятельности
«Кто зорко смотрит за своим сердцем, у того стройно
идут все дела. Медлительное он умедляет, скорое ускоряет
и все вообще делает со свойственным усердием, без лено-
сти и опрометчивости»
176
.
170
 Феофан Затворник, святитель. Письма о разных предметах веры и жизни.
М., 2007. С. 518-519.
171
  Исихий Иерусалимский, преподобный. К Феодулу. Душеполезное и
спасительное слово о трезвении и молитве. Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 182.
172
 Там же. С. 181.
173
  Григорий Дьяченко, священник. Полный церковнославянский словарь. М.,
2010. С. 475.
174
  Исихий Иерусалимский, преподобный. К Феодулу. Душеполезное и
спасительное слово о трезвении и молитве. Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 78.
175
 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 99-100.
176
 Там же. С. 152