Стр. 23 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

22
Внимание к телу как орудию души
«Душа и тело в человеке очень тесно связаны между собой.
Части и органы тела человека представляют собой в высшей сте-
пени премудро устроенный сосуд, носящий в себе бессмертную
душу… Тело – низшая часть человеческого естества и не может
существовать без души. Душа, напротив, есть начало самосто-
ятельное, обладающее разумностью, свободой и бессмертием.
Освободившись от тела, душа устремляется к вечной жизни»
111
.
Итак, тело есть орудие души
112
. Иесли «до грехопадения душа
полностью господствовала над телом, то после – тело, устрем-
ляясь к греховным пожеланиям, взяло перевес над духом»
113
.
Из этого следует, что внимание в отношении к телу, прежде
всего, надо обращать на восстановление гармоничного состо-
яния души и тела, то есть на то, чтобы душа господствовала
над телом, управляла им и стала бы свободна от порабощения
телом
114
.
Для того чтобы следить за телом, надо знать, на что именно
нужно обращать внимание. Как в душе есть различные силы,
так в теле – действия различных органов. Святые отцы выде-
ляют, главным образом, следующие действия в теле: «органов
чувств, движения, слова, питания и органов, отвечающих за
продолжение рода
115
.
Как контролировать
телесные чувства
(зрение, слух, вкус,
обоняние и осязание) – сказано в разделе «
Внимание и теле-
сные чувства
».
«Органы
движения
развивают потребность движения, а
из нее потом могут возникать – своеволие, непослушание, не-
усидчивость, нетерпение, суетливость, разгульность: этим от-
нимается свобода у духа»
116
.
111
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении. М., 1995. С. 169.
112
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 1035.
113
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении» М., 1995. С. 174.
114
 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 151.
115
 Там же. С. 450.
116
  Там же.