Стр. 22 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

21
Внимание и совесть
Человек «должен быть
особенно внимателен к голосу
совести
»
104
. «Совесть есть голос Божий, отвращающий от
зла»
105
. «Совесть как нравственная сила нашего духа возвеща-
ет нам внутренний нравственный закон, судит о сообразно-
сти или несообразности наших поступков закону Божию и в
соответствии с этим награждает нас или осуждает»
106
. «Вместо
светильника при рассмотрении поступков своих употребляй
совесть: она показывает тебе, какие поступки твои добры и
какие худы»
107
. «Ибо она на то и дана, это ее существенное
дело. Кто с совестью своей обходится добросовестно, не ис-
кажает и не заглушает ее своими мнениями, тот точно знает,
что нужно делать»
108
.
Вот почему так важно внимательно слушать голос совести
и не поступать вопреки ее указаниям.
«Но если человек невнимателен к голосу совести и посту-
пает против ее указаний, то… как в загрязненном зеркале от-
ражение предметов получается искаженным, так и в зеркале
совести, оскверненный грехами человек бывает неспособен
увидеть свои пороки [и не знает, как надо поступать]. Когда
же утихнет буря страстей, тогда совесть возвышает свой голос
с еще большей силой и
мучает за грехи
»
109
.
Итак, человек «должен постоянно контролировать, в каком
духовном состоянии находится душа»
110
.
104
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении. М., 1995. С. 269.
105
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 956.
106
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 285.
107
  Нил, преподобный. Мысли, которые могут человека отводить от тления.
М., 1858. С 252.
108
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2010. С. 110.
109
 Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении» М., 1995. С. 287.
110
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2003. С. 168.