Стр. 21 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

20
Внимание должно контролировать, чтобы воля выбирала
желания, соответствующие заповедям Божиим, нравственным
нормам и отвращалась от порочных желаний. Каждый выбор,
если он безнравственен, не соответствует цели нашей жизни,
ослабляет волю. И наоборот, воля крепнет, если каждый следу-
ющийвыборнаправленкцелижизни– спасению
98
. Невнимание
к деятельности воли влечет за собой ее расслабление
99
.
«Какие желания управляют человеком в мирской жизни?
Есть следующие коренные желания:
1. Желание собственного удовольствия;
2. Желание владеть тем, что видим;
3. Желание быть выше других.
Иными
словами:
плотоугодие,
корыстолюбие,
честолюбие»
100
.
Следует внимательно контролировать, чтобы воля проти-
вопоставляла этим желаниям:
1. Целомудрие
, чтобы человек плотоугодием не повреждал
сам себя;
2. Правду
, чтобы он корыстолюбием не вредил ближнему;
3. Благочестие
, чтобы человек гордостью и нечестием не
оскорблял Бога»
101
.
Внимание нужно обращать на то «владеет ли воля всецело
силами души человека, чтобы через речь и поступки его из-
ливались благородство и чистота»
102
.
В целом следует внимательно контролировать, чтобы «воля
была направлена к добру и отвращалась от зла – в этом вся
жизнь»
103
.
98
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2010. С. 398.
99
 Там же.
100
  Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи.
Т. II. М., 2005. С. 113.
101
 Там же. С. 114.
102
 Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе
христианского благочестия. СПб., 1877. С. 185.
103
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2010. С. 373.