Стр. 20 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

19
Рассматривая свои духовные чувства, человек должен на-
правлять внимание на укрепление «веры, благоговения, пре-
данности в волю Божию, упования, любви, благодарения и
др.»
89
.
Итак, обобщая советы святых отцов о внимании к чув-
ствам, можно сказать, что внимание в целом должно быть на-
правлено на искоренение дурных чувств и «внедрение в серд-
це добрых чувств»
90
.
Внимание и воля
«Воля – это деятельная сила души, от которой зависят все
действия человека»
91
. «Воля – это то, что внутреннее состоя-
ние человека проявляет во внешних действиях»
92
.
Деятельность воли непосредственно связана с желания-
ми. «Желание есть стремление или тяготение к какому-либо
предмету»
93
или «хотение насладиться удовольствием»
94
. «Воля
– господствующее желание или движущая сила всякой жизни»
95
.
После грехопадения человека «желания стали отличаться
беспредельностью, ненасытимостью, беспорядочностью. Нет
предела стремлениям человеческого сердца»
96
.
«Что делать душе с желаниями? Воле принадлежит
вы-
бор,
какому желанию отдать предпочтение… Дело воли – по-
желания приводить в порядок, соглашать с нравственными
целями»
97
.
89
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 433.
90
  Там же. С. 439.
91
  Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи.
Т. III. М., 2006. С. 52.
92
 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 421.
93
  Никита Стифат, преподобный. Богословские сочинения. МДА, 2011. С. 32.
94
  Григорий Нисский, святитель. О блаженствах. Творения святого Григория
Нисского. Ч. 2. М., 1861.
95
 Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи. Т. II.
М., 2005. С. 113.
96
  Там же. С. 278.
97
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2010. С. 398.