Стр. 19 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

18
сорадование, милосердие, прощение, уважение, соболезнова-
ние, признательность, дружба и пр.
84
.
В общении с другими людьми
прежде всего внимание нуж-
но обращать на исполнение правила, данного самим Господом
Иисусом Христом
: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами по-
ступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12).
«Непременно будь ко всем внимателен, приучи себя при
первом взгляде на
человека
всегда от души
желать ему
добра
»
85
.
Святые отцы учат, что очень важно обращать внимание на
то, как реагируешь на замечания, обиды.
«Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего по
Евангелию, обращай на себя внимание в то время, когда люди
обижают тебя, ругают, смеются над тобою, или не оказывают
должного, принятого в общежитии почтения, или когда под-
чиненные погрешают против службы и бывают неисправны.
Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды,
ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей
так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь
ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься,
смущаешься, то не любишь. “И если любите любящих вас, ка-
кая вам за то благодарность?” (Лк. 6, 32)»
86
. И обязательно нуж-
но следить за тем, чтобы «
при встрече с каждым человеком
считать себя худшим,
чем он, в каком бы то месте ни было»
87
.
Внимание и духовные чувства
«Духовные чувства – это изменения в сердце, которые про-
исходят от созерцания или воздействия на человека духовно-
го мира»
88
.
84
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 438.
85
  Василий Великий, святитель. Алфавит духовный. Три святителя. Василий
Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. М., 2012. С. 34.
86
  Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2006.
С. 514-515.
87
 Моисей Оптинский, преподобный. Преподобные Старцы Оптинские.
Жития и наставления. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.
88
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 432.