Стр. 18 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

17
«Воздержание в
порочном сластолюбии
– владеть чув-
ством, не потакать случайно возбудившимся пожеланиям, не
склоняться на помыслы порочные, не исполнять воли плоти,
но обуздывать страсть страхом Божиим»
78
.
Внимание и душевные чувства
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что «вниматель-
ная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств,
– созидает, укрепляет, образует действие чувств душевных»
79
.
«Душевные чувства (практические) – это чувства по отно-
шению к себе и чувства по отношению к другим»
80
.
Человек должен внимательно следить, чтобы чувства эгои-
стические (самодовольство, самооправдание
81
, самовозноше-
ние, самолюбие, надменность и др.) изгонялись из сердца, а
вместо них насаждались чувства самоотверженности, само-
обвинения, кротости, смирения и т.д.
82
.
По отношению к другим следует контролировать, чтобы
чувства зависти, злорадства, мести, неприязни
83
, ненависти,
презрения, осуждения и др. – искоренялись, а насаждались –
78
 Ефрем Сирин, преподобный. Энциклопедия православной веры от А до Я.
Клин, 2004. С. 137.
79
 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2. СПб, 1886.
С. 87.
80
 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 438. Святитель Феофан Затворник выделяет душевные теоретические,
практические и эстетические чувства. Здесь рассмотрены практические
душевные чувства.
81
  «Самодовольство и самооправдание – это самая пагубная прелесть. Это
значит смотреть только на свои дела правые, скрывая от себя самого грехи
свои, и в делах правых смотреть только на внешнюю их сторону, не обращая
внимания на внутренние чувства и расположения, с какими они [добрые дела]
совершаются – по тщеславию, из человекоугодия, из-за выгоды, с ропотом,
раздраженно и т.п.» (Феофан Затворник, святитель. Двери покаяния. Слова и
проповеди. М., 2007. С. 19.)
82
 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 438.
83
 «Когда будете иметь к кому-нибудь чувство неприязни, старайтесь
победить это греховное чувство. И принудьте себя оказать нелюбимому
вами человеку всякого рода внимание и услуги, и Господь, видя доброе ваше
намерение, не только вырвет из сердца вашего неприязнь, но и наполнит его
любовью» (Амвросий Оптинский, преподобный).