Стр. 17 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

16
«Воздержание
глаз
– владеть зрением, не смотреть на все,
возбуждающее страсти, не смотреть на непристойное.
Воздержание
слуха
– владеть слухом и не увлекаться пустой
молвой, не слушать ничего безнравственного, неблагочести-
вого. «В день будущего Вселенского суда потребуется от тебя
отчет не только за праздное слово, но и за праздное и напрас-
ное слышание» (Нил Синайский, преподобный. Творения.
Ч. 3. М., 1859. С.276.).
Воздержание
вкуса
– владеть собой и не искать пищи до-
рогой, не выискивать в предлагаемом лакомств, не есть не во-
время, не предаваться духу чревоугодия, не возбуждаться ал-
чностью к вкусной пище; не желать то одной, то другой пиши;
не услаждаться приятным вкусом вин, не пить без нужды, не
выискивать разных напитков, не гоняться за удовольствиями,
не пить искусно приготовленных смесей, не употреблять без
меры не только вин, но и воды»
76
.
«Вот на это ваше ежедневное действие,
на принятие
пищи и пития, обратите самое строгое
и деятельное
вни-
мание,
ибо от пищи и пития, от качества и количества их
,
зависит
весьма много
ваша духовная, общественная и
семейная деятельность
»
77
, – призывает святой праведный
Иоанн Кронштадтский.
Ведь, «услаждение вкуса есть матерь всех зол. Ибо кому
не известно, что корнем почти всех погрешностей в жизни
служит заботливость о гортани? От нее зависят роскошь,
пьянство, чревоугодие, беспорядочное поведение, много-
ядение, пресыщение, разгульная жизнь, падение в страсти
бесчестия» (Григорий Нисский, святитель. О молитве. Сл. 5).
«Воздержание
обоняния
- хранить обоняние от услажде-
ния духами и ароматами, поскольку иначе душа изнеживается,
ум опустошается и скорее склоняется к разврату» (Никодим
Святогорец, преподобный. О хранении чувств. ТСЛ, 2000.).
76
  Ефрем Сирин, преподобный. Энциклопедия православной веры от А до Я.
Клин, 2004. С. 137.
77
  Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2006.
С. 465.