Стр. 16 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

15
В трудах святых отцов в основном упоминаются духовные,
душевные и телесные чувства человека.
Внимание и телесные чувства
По мысли святителя Тихона Задонского, через телесные
чувства, как через дверь, «всякое зло входит в сердце наше…
и так рождается беззаконие»
71
. «Указывая на душевный
вред, происходящий от внешних чувств, святитель Тихон
Задонский призывает внимательно следить за ними и “не да-
вать им свободу”, потому что они могут разрушить дом наш
душевный»
72
.
Святитель Филарет (Дроздов) предупреждает, что нельзя
считать безвредными удовольствия, которые мы стремимся
получить от телесных чувств. «Ты думаешь, что позволяешь
себе невинные удовольствия: зрения, слуха, вкуса, других
чувств. Но будь внимателен! Этими удовольствиями внедря-
ется адское семя в сердце твое и разрушает душу и тело»
73
.
«Душа, нося на себе как бы прекрасный хитон, одежду
тела… когда проходит тернистыми стезями жизни, то есть во-
жделений и удовольствий, –
должна с внимательностью во
всем сдерживать чувства
и оберегать себя. <…> Отвращать
глаза, чтобы не видеть лукавства и худых зрелищ; отвращать
слух, чтобы не слышать пересудов и чего-либо срамного;
удерживать язык от непристойных слов и суетных разгово-
ров; руки и ноги от худых занятий»
74
.
Итак, человек должен обращать внимание
на воздержание
телесных чувств
75
.
В чем заключается воздержание каждого телесного чув-
ства?
71
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении» М., 1995. С. 311.
72
 Там же.
73
  Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи. Т.
II. М., 2005. С. 135.
74
  Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова.
ТСЛ, 1904. С. 22-24.
75
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении. М., 1995. С. 289.