Стр. 15 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

14
кий страж; оно первое… противостоит злым помыслам, вхо-
дящим в душу»
62
.
Пришла в голову «злая мысль – тут один закон… Поскорее
возвратить внимание от недоброго к доброму и на нем
остановить»
63
.
Внимательно нужно следить также за тем, чтобы
ум посто-
янно содержал добрые мысли
. Например, «человек должен
всегда и везде помышлять о вечности. И тогда его мысль, по-
добно горящей свече, станет показывать ему, от чего удалять-
ся и к чему стремиться»
64
.
Внимание и чувства
«Сердце человека
65
есть вместилище чувств»
66
. «Сердце
обнимает в себе и содержит в своей власти все внутренние
чувства»
67
. А «чувство всегда привлекает к себе внимание»
68
.
«Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него –
есть важное дело в правильной христианской жизни»
69
.
Преподобный авва Исаия учит: «Тщательно рассматривай
самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, какие из
них покоряются Богу и какие покоряются греху»
70
.
62
  Симеон новый Богослов. О трех образах внимания и молитвы.
Добротолюбие. Т. 5. Слово 68. М., 1900. С. 462.
63
 Феофан Затворник, святитель. Письма. Вып. 3. П. 472. М., 1900. С. 116.
Подробно о борьбе со злыми помыслами см.: Маслов Н. В. Значение мыслей в
жизни человека. М., 2016.
64
  Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение
о спасении. М., 1995. С. 220.
65
  Сердце здесь понимается как внутреннее состояние человека. (Иоанн
(Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона
Задонского. М., 2003. С. 848.)
66
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2010. С. 432.
67
  Исаак Сирин, преподобный. Энциклопедия православной веры от А до Я.
Клин, 2004. С. 663.
68
  Феофан Затворник, святитель. Сборник поучений святых отцов и опытных
ее делателей. Валаамский монастырь, 1936. С. 128.
69
 Там же. С. 46.
70
  Авва Исаия, преподобный. Духовные и нравственные слова. Сергиев
Посад, 1911. С. 169.