Стр. 11 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

10
Внимание и воображение
«Один из образов внимания – непрерывно смотреть за
воображением
, <…> так как без воображения сила зла не
может созидать помыслов и представлять их для лукавого
прельщения»
38
.
Внимание должно быть направлено на то, чтобы вообра-
жение:
– точно формировало образы предметов
39
;
– «не вспоминало страстных образов, которые видели гла-
за, или неуместные слова, которые слышали уши; ни изыскан-
ные блюда, которые вкушали уста…»
40
;
–«несоздавалоновыхстрастныхобразовпутемфантазии»
41
;
– не формировало страстных образов посредством наблю-
дения
42
.
Таким образом, внимание должно быть направлено на хра-
нение воображения.
При этом само внимание (если оно остановилось на страст-
ном образе) следует «переключать на нравственно дозволен-
ный, полезный»
43
, чтобы «образ образом победить»
44
.
Внимание и память
Внимание должно контролировать, чтобы память:
– не запоминала порочные, страстные: мысли, слова, дей-
ствия, образы и пр.
45
.
– не воспроизводила порочные мысли и страстные обра-
зы
46
.
38
 Исихий Иерусалимский, преподобный. К Феодулу слово о трезвении.
Христианское чтение. 1827. XXV. С. 137.
39
 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2010. С. 336.
40
  Никодим Святогорец, преподобный. О хранении чувств. ТСЛ., 2000.
41
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2010. С. 359.
42
  Там же. С. 347.
43
 Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2005. С. 213.
44
  Никодим Святогорец, преподобный. О хранении чувств. ТСЛ., 2000.
45
  Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения. М.,
2010. С. 345.
46
  Петр Дамаскин, преподобный. Творения. Кн. 2. М., 1874. С. 103.