Стр. 10 - 01_2018

Упрощенная HTML-версия

9
По мысли святителя Филарета Московского, внимание –
«это возбуждение души… к наблюдению за движениями ума,
воли, сердца, чувств, чтобы они непрестанно направляемы
были к истинному и доброму, по воле Божией»
31
.
Итак, внимание «учит нас направлять движения трех сил
души (ума, воли, сердца) и твердо хранить чувства»
32
.
Внимание и деятельность ума
Преподобный Исихий Иерусалимский учит: «внимание…
с Божией помощью… даст
тебе знание, просветит, умудрит
и научит
тому, что прежде и в ум приять не имел ты возмож-
ности, пока ходил во тьме страстей»
33
.
Внимание и наблюдение
Внимание и наблюдение тесно связаны. Как уже было ска-
зано, внимание есть качество наблюдения. Поэтому святые
отцы пишут:
– «с вниманием смотреть на видимое, когда видимое пред-
ставлено предметами благочестивыми»
34
;
– «внимательно наблюдать» за невидимым, «своей душой»,
«своими усилиями сделать себя благочестивым», за «духовны-
ми опытами людей, известными своей святостью и верой»
35
и т.п. При этом святитель Филарет (Дроздов) указывает, что
«внимательное наблюдение невидимого является силь-
ным средством для изгнания всякой печали
и достижения
блаженства»
36
. Кроме того, «при внимательном наблюдении
доброго всегда открываются милость и истина»
37
.
31
  Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи. Т. V.
М., 2007. С. 325.
32
  Исихий Иерусалимский, преподобный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1884. С. 78.
33
 Там же. С. 191.
34
 Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи. Т.
III. М., 2006. С. 57.
35
 Там же. С. 170.
36
  Филарет (Дроздов), митрополит Московский, святитель. Слова и речи. Т.
III. М., 2006. С. 53.
37
  Там же. С. 170.