Стр. 99 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

99
и единичным при подробнейшем исследовании ока-
зывается разнообразным, тогда о сем множественном
удоборазделяемом мыслию, по общему словоупотре-
блению говорится, что оно удоборазделимо одним
мышлением – например: с первого взгляда кажется
тело простым, но
приходит на помощь
ум и показы-
вает, что оно многообразно, мышлением своим
раз-
лагая его
на входящее в состав: его цвет, очертание,
упорство, величину и прочее»
301
.
Описанные в примерах святых отцов действие ума,
состоящее в способностях разъединять видимые явле-
ния и соединять их, можно отнести к понятиям систе-
матизации и классификации предметов и явлений.
2. Ум осуществляет добровольный выбор
«Ум осуществляет добровольный выбор, то есть
стремится к необходимому или не стремится… в этом
заключены добродетельные и порочные поступки, в
исполнении которых наша воля свободна»
302
. Чело-
век добровольно выбирает либо зло, либо добро, в
зависимости от того, как сформировано его мировоз-
зрение, образован его ум, укреплена воля.
3. Ум рождает мысль
«Ум наш непрестанно рождает мысли»
303
. «Ум без
мысли существовать не может…»
304
.
«Дело ума – мышление и отпечатление в себе
мыслимого»
305
.
301
Василий Великий, святитель. Творения святых отцов. Т. VII. СПб., 1894.
С. 22–23.
302
Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.
М., 2003. С. 44.
303
Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты. Т. 2. М., 1993.
С. 130.
304
Там же.
305
Григорий Богослов, святитель. Определения, слегка начертанные. Ч. 5.
М., 1847. С. 336.