Стр. 98 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

98
добно этому и ум разделяет различные признаки од-
ного явления или предмета.
«Подобное нечто усматриваю и в обширной обла-
сти ума. Нередко
из разных чувств
собирается
в нас
одно познание
, так как один и тот же предмет много-
частно делится по чувствам; а бывает также и на-
оборот:
одним
каким-либо чувством
дознаем многое
и разнообразное, ни с чем по природе между собой
не сходствующее. Например: пусть предлагается сде-
лать исследование о свойстве соков – что сладко для
чувства и отвратительно для вкушающих. По опыту
найдены и горечь желчи, и сладость качества в меде.
При разности сих вещей одно доставляет познание,
один и тот же предмет, многочастно вселяемый в
мысль, или вкусом, или обонянием, или слухом, не-
редко же осязанием и зрением; потому что видит кто
мед, слышит ли имя его, пытает ли на вкус, обоняни-
ем ли познает запах, испытывает ли осязанием, каж-
дым из чувств приобретает познание
об одном и том
же предмете
. Но разнообразно также и многовидно
то, чему научаемся с помощью одного какого-либо
чувства; потому что слух принимает всякие звуки,
и понимание, приобретаемое посредством глаз, без-
различно действует при взгляде на различные пред-
меты, потому что одинаково встречается и с белым, и
с черным, и со всеми до противоположности различ-
ными цветами. А то же сказать и о вкусе, то же и об
обонянии, то же о понимании посредством осязания:
каждое чувство свойственным ему пониманием дает
познание о предметах всякого рода»
300
.
На такую способность ума – рассматривать раз-
личные признаки одного и того же предмета – указы-
вает и святитель Василий Великий. «Когда при вне-
запном устремлении ума представляющееся простым
300
Григорий Нисский, святитель. Об устройстве человека. Ч. 1. Гл. 10. М.,
1861. С.106–108.