Стр. 97 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

97
Несмотря на различные виды действий ума, во
всех этих действиях усматриваются два основных
приема: ум то разлагает, разъединяет; то слагает, со-
единяет осмысляемые им предметы или их признаки.
«Как если обширный какой город, – пишет святи-
тель Григорий Нисский, – разными входами будет
принимать в себя пришедших и не все они станут
входить в одно место в городе; но одни пойдут на
рынки, другие в дома, иные в церкви, или располо-
жатся, кто на улице, в переулке, кто в зрелищном
доме – каждый по собственному своему усмотрению;
так подобным сему вижу населенный внутри нас и
град ума, который посредством чувств наполняет
разные входы, и ум, рассматривая и разбирая каж-
дого входящего,
размещает по соответственным
местам
знания. И во взятом в пример городе неред-
ко бывает, что иные, будучи соплеменниками и род-
ственниками, не одними воротами вступают в город,
но по случаю, одни, войдя тем, другие – другим
входом, тем не менее, как скоро прибудут внутрь
стенной ограды, снова между собой
сходятся
, имея
взаимные связи. А можно найти, что бывает и на-
оборот. Ничем не соединенные и не знакомые друг
с другом пользуются часто одним входом в город,
но общение во входе не связывает их между собою;
потому что, вошедши в город, могут
отделиться
к
соплеменникам»
299
.
Какой наглядный пример! Люди, въезжающие
в город по разным дорогам, оказываются в одном
доме – так и ум, признаки различные, но принадле-
жащие к одному предмету или явлению, соединяет.
И, наоборот, люди могут въезжать в город одной
дорогой, а потом расходиться по разным домам, по-
299
Григорий Нисский, святитель. Об устройстве человека. Ч. 1. М., 1861.
С. 106.