Стр. 96 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

96
так и безрассудному необразованному уму его мыс-
ли представляются наиболее рассудительными, хотя
они и являются самыми жалкими. Не таковыми пред-
ставляются мудрецу его мысли. Наоборот, даже когда
ему кажется, что он удостоверился в их истинности
и правильности, то именно тогда он больше всего не
доверяет своему суждению. Он поставляет других му-
дрых мужей в качестве судей над своими мыслями и
помыслами, и от них получает подтверждение
297
.
12. Ум усваивает знания любого качества
«Ум есть сила самодвижная, но от нас зависит, что
делать ей. Подобно тому, как жернов вертится и от
человека зависит, что под него подсыпать: пшеницу,
рожь или какую-либо ядовитую траву или семена.
И мука выйдет или хорошая, или ядовитая, сооб-
разно тому, что положено. Так вот и ум, он все пере-
работает, но нужно давать ему только хорошее»
298
.
4. 4. Действия ума
Безусловно, невозможно рассмотреть все многооб-
разные действия ума, укажем лишь те, знание кото-
рых поможет педагогам и родителям совершенство-
вать умственные способности детей.
1. Соединение и разъединение
Ум проявляется в различных действиях, одно из
основных – соединение или разъединение признаков
осмысляемых им предметов и явлений.
297
Максим Исповедник, преподобный. Духовное зодчество. М., 2013.
С. 269.
298
Варсонофий Оптинский, преподобный. Симфония по творениям пре-
подобный Оптинских старцев. Т. 2. М., 2009. С. 511.