Стр. 90 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

90
о способности «быстро открывать свойства каждого
предмета»
273
.
Первые люди обладали высокой проницатель-
ностью и легко проникали в сущность явлений
274
.
Однако после грехопадения это свойство ума зна-
чительно ослабело, хотя в какой-то мере и сохрани-
лось у людей.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Душев-
ное око [т. е. ум –
прим. авт.
] проницательно и
прекрасно, так что после бесплотных существ оно
проницательностью превосходит всякий вид тварей.
Посему часто и те, которые побеждаются страстями,
могут познавать мысли в душах других, от великой
любви к ним, особенно же когда они не погрязают в
плотских сквернах»
275
. Проницательность, по мысли
преподобного Иоанна Дамаскина, есть «вниматель-
ное обдумывание того, что мыслится»
276
.
По мысли святых отцов, проницательный ум
«способен проникать в законы творения»
277
и «вс
ё
видит, даже то, что на небе, и ничто не помрачает
его, кроме одного греха»
278
.
Проницательность возрастает по мере очищения
ума. «Когда ум чист, то получает проницательность
и понятие о вещах»
279
.
273
Василий Великий, святитель. Толкование на 5 главу пророка Исаии. Тво-
рения святых отцов. Т. 6. М., 1861. С. 240.
274
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 171.
275
Преподобного отца Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сл. 26.
П. 100. М., 2001. С. 197.
276
Иоанн. Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.
М., 2003. С. 167.
277
Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 2. ТСЛ, 1900. С. 283.
278
Антоний Великий, преподобный. Добротолюбие. Т. 1. М., 1883. С. 81.
279
Максим Исповедник, преподобный. Добротолюбие. Т. 3. М., 1888. С. 175.