Стр. 89 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

89
7. Ум стремится к познанию
Человеческий ум по своей природе постоянно
стремится к познанию. «Ум непременно требует
от нас занятия, которое должно удовлетворять его
деятельности»
268
. Но хотя ум наш постоянно стремит-
ся к познанию, однако ничем не удовлетворяется
269
.
Ничем не удовлетворенное стремление ума к по-
знанию проявляется в скорби о непостижимом: «Ум
не столько радуется о познанном, сколько скорбит о
непостижимом, как обыкновенно случается с людь-
ми, которых отвлекают от воды прежде, чем они уто-
лят жажду, или, которые, надеясь что-то получить,
не могут ухватить того руками»
270
.
Свойство стремления к познанию обязывает пе-
дагога следить за тем, какие знания хотят получить
ученики, потому что не всякое познание полезно. Не-
обходимо оберегать детей от излишнего любопытства
и неразборчивости в получении знаний и информа-
ции, которые могут принести им вред. Необходимо
давать уму знания истинные, полезные, так как «наш
ум требует познания истины. Это его глад и жажда,
такое же требование природы, как требование пищи
и пития телом…»
271
.
8. Проницательность ума
Преподобный Никита Стифат выделяет такое
свойство ума, как проницательность
272
. Святитель
Василий Великий говорит о проницательности как
268
Диадох, епископ Фотийский, блаженный. Подвижническое слово. Гл. 59.
Христианские чтения. 1827. XXVII. С. 49.
269
Григорий Богослов, святитель. Творения святых отцов. Т. 1. М., 1861.
С. 62.
270
Там же.
271
Филарет Московский, святитель. Творения. Слова и речи. Т. 5. М., 2007.
С. 167.
272
Никита Стифат, преподобный. Творения. Т. 1. Сергиев Посад, 2011.
С. 39.