Стр. 88 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

88
Точно так же книга, которую читаешь, когда
пишешь что-нибудь свое, незаметно влияет на то,
что пишешь. Едва уловимый узор витиеватости и
расцвеченности появится на ткани произведения,
если читаешь в эти дни книгу, написанную
расцвеченно и витиевато. Налет сухости возникает,
если читаешь сухую научную информацию. Печать
лаконизма или расслабленности ляжет при чтении
соответствующих книг. Зная это, можно и нужно
сознательно выбирать для себя чтение»
264
, учитывая,
как оно влияет на ум.
6. Невидимость и непостижимость ума
Святитель Игнатий Брянчанинов описывает еще
одно свойство ума: «Ум невидим и непостижим сам
по себе, является и открывается через мысль»
265
. Со-
гласно учению святых отцов: «Ум без мысли суще-
ствовать не может, как и мысль без ума. Начало од-
ного непременно есть и начало другой. Существова-
ние ума есть непременно и существование мысли»
266
.
Хотя ум не видим, но он, безусловно, существует.
«Однажды святителя Луку (Войно-Ясенец-
кого) безбожники спросили: "Как это вы ве-
рите в Бога? Разве вы видели Бога?" "Бога я
действительно не видел… Но я много опери-
ровал на мозге и, открывая черепную коробку,
никогда не видел там также и ума. И совести
там тоже не находил. Но ведь это не значит,
что их нет"»
267
.
264
Журнал «Глинские чтения» .2010. С. 186.
265
Игнатий Брянчанинов, святитель Полное собрание сочинения. Т. 1.
СПб, 1905. С. 566.
266
Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты. Т. 2. СПб., 2011.
С. 64.
267
Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Дух, душа и тело. М., 1997. С. 45.