Стр. 87 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

87
4. Количество знаний,
которые может усвоить ум, ограничено
Слишком большой объем знаний делает ум бес-
сильным: «…если мы наполним наш ум множеством
сведений, представлений и помыслов, не исключая
и суетных, непотребных и вредных, то сделаем его
бессильным: и он не может уже добре уразуметь, что
пригодно к истинному самоисправлению нашему и
совершенству»
262
.
5. Ум преобразуется в зависимости
от воспринимаемого им предмета
Священномученик Петр Дамаскин отмечает очень
важное свойство ума: «Ум преобразуется по виду
воспринимаемого им предмета»
263
.
Практический вывод для педагогов и родителей –
необходимо ум детей занимать предметами прекрас-
ными, полезными и чистыми, которые, отображаясь
в уме, облагораживают и возвышают образ мыслей
детей.
Владимир Солоухин в своем произведении «Ка-
мешки на ладони» приводит образный пример того,
как влияет на ум содержание и характер воспринима-
емых им окружающих предметов и явлений (при этом
сравнивает ум с медом). «Если около пчелиного улья
поставить смородиновый, скажем, сироп, то он повли-
яет на качество меда, на его витаминность, потому что
пчелы будут сироп пить и незаметно подмешивать в
натуральный, цветочный, собственно пчелиный мед.
Таким образом, можно получить мед с молочным,
морковным, лимонным, хвойным оттенками.
262
Никодим Святогорец, блаженный. Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 9. М., 1904.
С. 34.
263
Творения преподобного и богоносного отца нашего, священномученика
Петра Дамаскина. Кн. 1. М., 1874. С. 106.