Стр. 85 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

85
ума с направлением потока воды: «Как вода, запер-
тая в трубах, под гнетущею ее силою не имея воз-
можности разливаться в стороны, стремится прямо
вверх, так и ум человеческий, – при воздержании,
которое подобно узкой трубе, отовсюду сжимает его,
не имея случаев к рассеянию,
по свойству своей
движимости
, возвышается до желания предметов
возвышенных. Уму невозможно когда-либо остано-
виться, потому что ум наш получил от Творца приро-
ду, назначенную к непрестанному движению; и если
препятствуют ему устремиться к чему-либо суетному,
то, конечно, невозможно не идти прямо к истине»
254
.
Таким образом, Василий Великий указывает, что воз-
держанием мы ограждаем свой ум от рассеянности, а
по имеющемуся свойству непрерывной деятельности,
и если уму препятствуют заниматься суетным, он со-
вершенствуется и устремляется к истине.
2. Многозаботливость
и многопопечительность ума
Педагогу следует также учитывать многозаботли-
вость и многопопечительность ума, так как
«
земное
жилище обременяет ум многопопечителен
»
255
.
Жизнь в современном мире, перенасыщенном раз-
личными, нередко суетными делами, постоянно обре-
меняет ум. Очень часто ежедневная суета лищает ум
способности ясно видеть окружающее, видеть истину.
«Подобно тому, как глаз, постоянно вращающийся и
обращающийся то вверх, то вниз, не может ясно ви-
деть предмет, точно так и ум человека, обремененный
тысячами и забот, неспособен ясно видеть истину»
256
.
254
Василий Великий¸святитель. Творения святых отцов. Т. 9. М., 1861.
С. 433.
255
Книга премудростей Соломона. Гл. 9, 15.
256
Творения отца нашего святого Иоанна Златоуста. Т. 9. СПб., 1903. С. 969;
Василий Великий, святитель. Творения. СПб., 1901. С. 8.