Стр. 84 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

84
навливается, всегда занят»
248
(преподобный Никон
Оптинский).
«Ум непрестанно рождает в себе и из себя мысли»
249
и «не терпит быть в праздности»
250
, – отмечает пре-
подобный Ефрем Сирин.
Это свойство непрестанного движения очень важ-
но знать педагогу, поскольку оно определяет специ-
фику его деятельности, необходимость непрерывного
нравственного воздействия и ограждения ума воспи-
танника от внешних негативных факторов.
Педагогам нужно знать, что непрерывная деятель-
ность ума может носить разный характер, она может
быть как доброй, так и злой. Как направить деятель-
ность ума к добру, чтобы ученик думал о добром и
стремился к добру?
Святые отцы указывают, что «воздержание возвы-
шает ум»
251
. «Человеческий ум разливается и рассе-
ивается пока, пользуется большой вольностью, ког-
да же обстоятельства будут стеснять его отовсюду,
тогда в этом прекрасном угнетении возникают в нем
чистые»
252
и возвышенные мысли. «Отвлеки душу от
чувственного, и ум твой станет заниматься предмета-
ми духовными»
253
.
Святитель Василий Великий замечает, что важ-
ное средство, направляющее ум ко всему высокому
и благородному, – это средство, которое связано с
ограждением человека и его ума от негативных внеш-
них впечатлений. Святитель сравнивает деятельность
248
Никон Оптинский, преподобный. Симфония по творениям преподоб-
ных Оптинских старцев. Т. 2. М., 2009. С. 79.
249
Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетические опыты. Т. 2. М., 1993.
С. 77.
250
Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 6. ТСЛ, 1901. С. 453.
251
Воздержание – это удержание наших чувств (не давать глазам смотреть
на вредное, ушам слышать вредное, языку говорить вредное, уму не думать о
злом, воздерживаться в пище и т.п.)
252
Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. ТСЛ, 1912. С. 407.
253
Авва Фалассий. Добротолюбие. Т. 3. М., 1888. С. 310.