Стр. 83 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

83
сердце – пусто, воля – слаба. И беда от того!»
243
.
Но как преобразование ума воздействует одновре-
менно на ум, волю и сердце? Нужно:
«Образовывать
ум
, чтобы
различал
добро
;
образовывать
сердце
, чтобы
сердце любило добро
;
образовывать
волю
, чтобы
стремилась делать
добро
»
244
.
4. 3. Свойства ума
Исследование педагогического аспекта трудов вы-
дающихся просветителей позволяет выделить некото-
рые свойства ума, знание о которых поможет педаго-
гу правильно выбирать методы работы и сформиро-
вать верные понятия об уме.
1. Постоянная деятельность ума
Святые отцы свидетельствует о таком свойстве
человеческого ума, как непрерывная деятельность.
«Свойство ума – дарованная Творцом непрерывная
деятельность»
245
, – говорит нам святитель Игнатий
Брянчанинов. Человеческий «ум всегда подвижен»
246
и не может находиться в бездействии, поскольку по-
лучил от Творца «природу, назначенную к непре-
станному движению»
247
. «Ум наш никогда не оста-
243
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 28–29.
244
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 28–29.
245
Каллисий Катафигиот. Цит. по: Игнатий Брянчанинов, святитель. Аске-
тические опыты. Т. 2. М., 1993. С. 65.
246
Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Добротолюбие. Т. 2. М., 1900.
С. 225.
247
Василий Великий, святитель. Творения святых отцов. М., 1861. Т. 9.
С. 433.