Стр. 82 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

82
– «некоторые не стараются раскрыть сокровище»
241
;
– «другие и вовсе зарывают его»
242
. Как это про-
исходит? Суета, привязанность к земному мешают
человеку, и он эту жемчужину не находит. Ведь если
мы увлекаемся делами суетными, беззаконными,
если осуждаем, если мы невнимательны, если погру-
жены в дурные мысли, дрязги, рассеянность, то наш
внутренний взор закрыт, и мы не можем самоуглу-
бляться, познать и раскрыть данный Богом талант.
* * *
Таким образом, познание внешнего и внутреннего
мира должно так образовывать ум человека, чтобы
выявлять и укреплять его лучшие черты и совершен-
ствовать его.
Итак, рассмотрение сущности образования ума вы-
являет безусловный приоритет развития умственных
способностей (по отношению к приобретению зна-
ний), а также указывает на принцип образования ума.
Основной принцип образования ума – принцип со-
образности.
«У человека одна душа, но у души три силы: ум,
сердце, воля.
Сообразно такому устройству его и
надо учить.
<…> Учить надо так, чтобы действовать
не только на ум, но и на сердце и на волю учени-
ков. И все учебники надо так составлять: тогда они
принесут учащимся большую пользу, – а без этого
условия они скоро забудутся и надоедят и поселят
отвращение вообще к учению. Если будем образовы-
вать ум, а сердце и волю оставлять в пренебрежении,
то что будет тогда? <…> У юношества голова будет
отягчена разнообразными познаниями светскими, а
241
Филарет Московский, святитель. Творения. Слова и речи. Т. IV. М., 2007.
С. 257.
242
Там же.