Стр. 72 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

72
«нужно приучать его к размышлению о себе и вника-
нию в самого себя, – не только в свои поступки, но и
в их источники и побудительные причины. Для этой
цели очень важно всеми по справедливости одобря-
емое повседневное испытание совести»
206
. Лучше это
делать утром и вечером
207
. «Наилучшее средство для
приобретения необходимого познания о самом себе
– приучать ребенка с искренней ответственностью
давать строгий отчет о своем внутреннем состоянии
духовному отцу»
208
.
Следует отметить, что вопрос самопознания в рус-
ской педагогике всегда стоял на одном из первых
мест. Ведь иначе невозможен сам процесс совершен-
ствования человека.
Что может побудить человека к процессу самопо-
знания?
Желание узнать о своих внутренних силах: уме,
воле, чувствах. Эти силы дают ему огромный нрав-
ственный потенциал, если человек знает, что это за
силы, как они устроены и как ими правильно рас-
поряжаться. Также важно сознавать, как действуют
страсти и добродетели в душе: «Рассматривай, как
сильно действует в тебе всякая страсть и всякая до-
бродетель, и узнаешь свое преуспеяние»
209
(препо-
добный Иоанн Лествичник).
Ум
отвечает за то, о чем человек чаще всего ду-
мает. Это и будет означать, к чему он больше имеет
склонность. Стремится ли он к познанию Бога, к по-
знанию окружающего духовного мира? Стремится ли
206
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 131.
207
Маслов Н. В. Благодатный старец. М., 2006. С. 92.
208
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 131.
209
Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сергиев Посад, 1908. С.
214.