Стр. 71 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

71
ляется тебе наиболее трагичной или в чем
ты видишь идеал человека»
204
.
В итоге эта анкета заставляла людей быть может
впервые заняться процессом самопознания.
К сожалению, «незнакомство с самим собой есть
дело очень обыкновенное. Самые образованные люди,
любознательность которых проникает во все царства
природы, в историю всех частей света и которые с
жадностью собирают сведения об отдаленнейших со-
бытиях мира, сами для себя нередко остаются как бы
незнакомой или мало знакомой страной.
Их собственный внутренний мир представляется
им загадочным сцеплением сменяющихся настроений
духа, желаний и страстей; и вместо того, чтобы раз-
мышлять о себе, управлять собой и всегда иметь в
виду свое истинное назначение, они слепо предаются
влечению предрассудков и преобладающих чувств.
Отсюда, между прочим, происходит то странное яв-
ление, что очень многие гораздо быстрее замечают
чужие погрешности, нежели собственные, и в своих
поступках часто одобряют то самое, за что других
громко обличают. Хотя причина этого явления кро-
ется не столько в неправильном рассуждении, сколь-
ко в повреждении воли, однако это зло, по крайней
мере, частично можно отвращать и совершенствова-
нием внутреннего чувства – органа наблюдения над
самим собой»
205
.
И в ранние годы можно начать формировать у ре-
бенка самопознание. При всех удобных случаях надо
обращать внимание воспитанника на его внутреннее
состояние и на те поступки, которые он совершает.
По мере взросления ребенка все больше и больше
204
Солоухин В. А. Трава. Наука и жизнь. 1972. № 9–12.
205
Евсевий (Орлинский), архиепископ. О воспитании детей в духе христи-
анского благочестия. СПб., 1877. С. 130.