Стр. 5 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

5
ющаяся не только современникам, но простирающа-
яся действием и на все последующие века»
3
. Такая
сила слова, проявившаяся в произведениях святых
отцов, возможна только при высокой духовной об-
разованности, присущей им.
Педагогические идеи и наставления святых отцов
отвечают на вопросы современной педагогической
науки и раскрывают истинные механизмы действия
психолого-педагогических процессов, а также сущ-
ность многих педагогических явлений. «Святые отцы
предложили в своих писаниях учение, способное
духовно возрождать читающих. Они писали сочине-
ния… для назидания ума и сердца. Письменные про-
изведения святых отцов заключают в себе дух учите-
ля и этим духом возрождает учеников не одного, а
разных времен»
4
.
Исследование педагогических идей многих святых
отцов, живших в различные периоды (с I по XX вв.)
позволяет говорить о том, что в целом «их воззрения,
хотя и назидающие, в разных сочинениях представ-
ляют собой цельную, ясную, определенную и после-
довательную педагогическую систему. Здесь мы не
найдем никаких неясностей, никаких колебаний, ни-
чего недосказанного: все главнейшие вопросы образо-
вания и воспитания решаются четко и определенно»
5
.
Таким образом, педагогическое наследие святых
отцов раскрывает духовные и нравственные основы
образования и воспитания системно и целостно. Пе-
дагогические идеи и принципы, заложенные святыми
отцами в соответствии с евангельскими заповедями,
не изменяются во времени (поскольку онтологи-
ческие основания человека неизменны), что также
3
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История учения об отцах Церкви.
С. 3–4.
4
Там же.
5
.Педагогика древних отцов и учителей Церкви. Киев, 1897. С. 47.