Стр. 46 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

46
– «недоброе сердце со страстями имеет сильное
основание желать, чтобы не было иного мира, иных
законов и надежд, кроме видимых»
144
.
Однако, «предметы невидимого мира по своей вы-
соте и особенно по родству с духом человека… не
могут не занимать человека, не возбуждать в нем же-
лания разгадать их»
145
.
«То, что есть вещи невидимые, доказывает суще-
ствование идей, подобно тому, как требование пищи
доказывает, что есть пища»
146
. Идеями здесь святи-
тель Феофан Затворник называет «потребность и
стремление человека к нравственному порядку, луч-
шей жизни или неопределенное созерцание чего-то
лучшего по бытию и совершенствам, чем то, что мы
знаем вокруг себя»
147
. Святитель подчеркивает, что
у человека «есть возможность познания невидимого,
духовного мира»
148
.
Святые отцы указывают также и на долг человека.
«Ум
должен стремиться
, находясь среди непостоян-
ного и видимого, вступить в общение с постоянным и
невидимым»
149
.
Если познание видимого мира происходит путем
изучения наук, опытов, экспериментов, наблюдения
за материальным миром, то как же происходит по-
знание мира невидимого? И зачем нам знать о его
существовании?
144
Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2005. С. 336.
145
Там же. С. 296.
146
Там же. С. 294.
147
Там же. С. 293.
148
Там же.
149
Григорий Богослов, святитель. Цит. по: Иоанн (Маслов), схиархиман-
дрит. Лекции по пастырскому богословию. М., 2007. С. 205.