Стр. 45 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

45
ли из них полезное даже для самого благочестия»
139
.
А святитель Василий Великий, обращаясь к юношам,
подчеркивает « …надо трудиться по мере сил, бесе-
довать и со стихотворцами, и с историками, и с ора-
торами, и со всяким человеком, от кого только может
быть польза душе»
140
.
При обучении наукам нужно помнить о том, что
«нам нужно образовывать не только ученых людей,
но и полезных членов общества. Истинно полезные
обществу члены могут быть только воспитанные в
нравственных понятиях, правилах, обычаях»
141
.
Обучение наукам только тогда действительно эф-
фективно, когда в результате его образуется строй-
ная система познаний. «Дай Бог, чтобы из всех
знаний и всех наук образовалось в душах детей то
стройное согласие, та твердая нравственная систе-
ма познаний, правил и навыков, которая составляет
истинное нравственное образование и при которой
наши ученики всегда будут Богу во славу и обще-
ству на пользу»
142
.
Как правило, основное внимание люди уделяют
познанию видимого мира. Святые отцы указывают
на следующие причины такого подхода:
– «первое и всеобщее начало всякого несовершен-
ства и несчастия… есть
неправильная мысль ума
, и
беспорядочная решимость воли,
не смотреть более
на невидимое, а смотреть только на видимое
»
143
;
139
Григорий Богослов, святитель. Творения. В 2-х томах. Т. 1. М., 2010. С.
515.
140
Василий Великий, святитель. Творения. В 2-х томах. Т. 1. М., 2001.
С. 1056.
141
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 26.
142
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 27.
143
Филарет Московский, святитель. Слова и речи. Т. 3. Слово 67. М., 2006.
С. 53.