Стр. 44 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

44
Святитель Григорий Палама замечает: «Добро не в
самой природе научного знания, а в человеческих на-
мерениях, вместе с которыми и знание склоняется в
любую сторону <…>. Знание истории, многотрудные
рассуждения счетной науки, открытия тайн природы
и другое – все это колеблется в зависимости от мнений
и легко изменяется, сообразуясь с целями людей»
132
.
Вера, основанная на неизменных нравственных
нормах, позволяет оценивать нравственные послед-
ствия научной деятельности
133
. Кроме того, «вера
восполняет недостаток разума»
134
, поскольку «вера
есть средство восприятия истин, непостижимых для
человеческого разума»
135
.
В целом всю сферу познаний человека можно под-
разделить на познание видимого (материального)
мира
136
и невидимого, духовного
137
. Познание видимо-
го мира происходит у людей посредством взаимодей-
ствия с окружающей средой и путем обучения наукам.
Святые отцы, безусловно, признают земную уче-
ность необходимой
138
. Святитель Григорий Богослов
говорит: «Полагаю, что всякий, имеющий ум, при-
знает благом для нас ученость, и не только благо-
роднейшую ученость, которая стремится к единому
спасению, но и ученость внешнюю… В науках мы за-
имствовали исследования и умозрения… Мы извлек-
132
Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священно-безмолвствую-
щих. М., 1995. С. 13.
133
Там же.
134
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2009. С. 135.
135
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении. М., 1995. С. 222.
136
Феофан Затворник, святитель. Начертание христианского нравоучения.
М., 2005. С. 292.
137
Там же.
138 Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 26.