Стр. 43 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

43
го надо руководствоваться целью познаний. Развивая
эту мысль, святой праведный Иоанн Кронштадтский
поясняет: «Для чего ум познает и собирает многораз-
личные сокровища познания? – Для просвещения и
исправления сердца и для утверждения воли в добре.
Вот главная цель познаний по разным наукам.
Если
не имеется эта цель в виду, познания теряют свою
цену, не имеют своего центра, своей главной, истин-
ной мысли. – Тогда все здание познаний построено
на песке (ср.: Мф. 7, 26) и песком связано. Как ми-
ражный домик, оно скоро разлетится, рассыплется и
завалит, и задавит сердце. – Что толку в познаниях,
если вы не научите человека бороться со страстями, с
искушениями и побеждать эти страсти и искушения?
Вы нагрузите корабль и, пустив в море, не дадите ему
ни руля, ни рулевого – или разведете пары в паровой
машине и пустите ее бежать на парах без машиниста.
Очевидно, и корабль, и машина должны разбиться, и
вы должны за них будете отвечать хозяину корабля и
машины. Многие сведущие люди, не имеющие во гла-
ве своих познаний – познания воли Божией, – быва-
ют горды, вольнодумны, дерзки, самолюбивы, вредны
для общества»
129
.
По мысли святителя Филарета, митрополита Мо-
сковского: «Хорошие познания хороши для тех, кто
употребляет их на хорошие дела»
130
.
Поэтому, «прежде надо научить детей вере, а за-
тем другим наукам»
131
, то есть сначала научить нрав-
ственным нормам.
129
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 28.
130
Филарет Московский, святитель. Творения. Слова и речи. Т. 3. М., 2006.
С. 351–352.
131
Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя
Тихона Задонского. М., 2009. С. 189.