Стр. 42 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

42
«Как организм страдает при наличии чрезмерного
количества непереваренной пищи и неспособности е
ё
переварить, так и ум неизбежно теряет сообразитель-
ность и ч
ё
ткость мышления при наличии чрезмерного
объ
ё
ма знаний, над которыми он теряет контроль,
если у него не образована способность:
– преобразовать полученные знания в понятия,
суждения, умозаключения;
– классифицировать и систематизировать их»
126
.
Вторая составляющая образования ума
– обога-
щение новыми познаниями (познание вещей и явле-
ний).
Стремление ума к познаниям – одно из основ-
ных его свойств (см. подробнее параграф «Свойства
ума»). Однако «жизнь и счастье человека не зави-
сят от изобилия многоразличных познаний. Не в том
сила, чтобы преподать много, а в том, чтобы препо-
дать немногое, но существенно нужное для ученика в
его положении»
127
.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский делает
определяющий вывод, касающийся сферы познания
человека: «
Область знаний безгранична. Но об-
ласть полезных и существенно необходимых зна-
ний ограничена.
Из множества достаточно выбрать
самое необходимое и привести это в стройную систе-
му, соображенную с количеством других предметов,
которые ученики должны будут изучать, – и с коли-
чеством их преподавания»
128
.
Как же выбрать эти необходимые знания? По мысли
святого праведного Иоанна Кронштадтского, для это-
126
Николай Сербский, святитель. Мысли о добре и зле. Гл.
«
Чувство, разум
и ум
»
. Минск, 2013. С. 26.
127
Учащим и учащимся. Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадт-
ского. М., 2013. С. 26.
128
Там же.