Стр. 41 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

41
теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показы-
вала ему различие между добром и злом. Она назы-
вается совестию, которая есть закон естественный»
123
.
«Совесть наша – называется законом ума нашего»
124
.
Нет человека, который бы не имел совести. «И
в весьма порочных людях есть светлая искра есте-
ственного благородства, и хотя мрак порочных навы-
ков омрачает ее, однако вовсе она не угасает»
125
.
Человек может омрачить совесть, и она не будет
ясно подсказывать ему, как поступить. Поэтому важ-
но при образовании ума привить ученику умение
слышать голос совести и следовать его указаниям.
Все вышеперечисленное при помощи Божией спо-
собствует образованию способности ума различать
добро и зло, истину и ложь.
Развитие умственных способностей включает так-
же исправление недостатков ума. Образование ума
– это освобождение от несовершенства, от зла, по-
мрачающего ум (см. соответствующий параграф).
Необходимо также образование добродетелей ума:
благоразумия, рассуждения и мудрости (см. пара-
граф «Добродетели ума»).
Здесь перечислены ключевые блоки, позволяющие
совершенствовать умственные способности человека,
далее они будут раскрыты подробнее. Таким обра-
зом, нельзя понимать образование ума только как на-
копление различного рода знаний. Для того, чтобы
осмыслить, классифицировать получаемые знания,
прежде надо развить и подготовить к этой работе ум-
ственные силы.
123
Дорофей, преподобный. Слово о совести. Христианские чтения. 1829.
XXV. С. 131.
124
Иоанн Дамаскин, святитель. Точное изложение православной веры.
Кн. 4. Гл. 22. М., 1844. С. 288.
125
Нил, преподобный. К монаху Агафию. Ч. 1. Отдел 9. Гл. 4. М., 1858. С. 64.