Стр. 40 - VDal--cmyk--WWW

Упрощенная HTML-версия

40
занимался сельским хозяйством, изучал торговое
дело и другое.
При образовании способности различать добро и
зло важно слышать и исполнять внушения совести.
«Познание добра и зла нам врожденно… данная
нам совесть внушает это»
119
.
Следовательно, чтобы истинно образовать ум, не-
обходимо научить человека прислушиваться к голосу
совести и исполнять ее требования. «Совесть – это
искра, вложенная в наш ум:
а) ярко или тускло светит душе, дабы различать,
что добро и что зло;
б) производит в душе нашей естественную наклон-
ность к добру и отвращение от зла;
в) возбуждает в ней или живительную и отрадную
теплоту, или мучительное сожжение». «Вместо све-
тильника, при рассмотрении поступков своих, упо-
требляй совесть: она подсказывает тебе, какие по-
ступки в жизни твоей добры и какие – худы»
120
.
«Бог, вначале созидая человека, даровал ему есте-
ственный закон. Что такое естественный закон? Бог
впечатлел в нас совесть и познание добра и зла сделал
врожденным. Нам не надо учиться, что блуд есть зло,
а целомудрие – добро; мы знаем это от начала»
121
.
«Совесть есть истинный учитель, кто ее слушает,
тот не претыкается»
122
.
«Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него
нечто Божественное, как бы некоторую особенную
способность, содержащую в себе, подобно искре огня,
119
Иоанн Златоуст, святитель. Беседы. Беседа 1. СПб., 1849. С. 10.
120
Нил, преподобный. Мысли, которыми мог человек отводить от тления.
Ч. 2. М., 1858. С. 252.
121
Иоанн Златоуст, святитель. Беседы. Беседа 19. СПб, 1848. С. 447.
122
Фалассий, преподобный. Мысли о любви… Христианские чтения. 1822.
VI. С. 261.